Эпизодическая роль Маяковского в фильме «Драма в кабаре футуристов № 13»
Первой работой Маяковского, связанной с кино, стал фильм «Драма в кабаре футуристов № 13». Немая лента вышла в 1914 году и сейчас, к сожалению, считается утерянной. Владимира Маяковского в ней мы могли бы увидеть в эпизодической роли в самом конце чрезвычайно запутанной истории, пародирующей приключенческие детективы – жанр, очень популярный в искусстве начала XX века.
Сценарист и актер фильма «Не для денег родившийся»
Второй работой поэта в кино стала драма «Не для денег родившийся», снятая по мотивам романа Джека Лондона «Мартин Иден». Здесь Маяковский, который приобрел уже популярность, выступает и как сценарист, и как актер. В его интерпретации первоисточник был, конечно, сильно подправлен: действие перенесено в послереволюционную Москву, главный герой, бедный рабочий, влюбляется в девушку из буржуазной семьи и ради нее достигает настоящих высот – становится поэтом-футуристом. В конце фильма, разочаровавшись в своей избраннице, он имитирует самоубийство и вновь одевает рабочий наряд. Маяковский, как никто другой подходил для этой роли, и в результате сыграл в фильме. Возможно, что его участие в создании этой картины было обусловлено высокой популярностью поэта, однако данный полноценный кинодебют можно считать вполне успешным – лента понравилась зрителям. Судьба пленки, правда, также остается неизвестной, и судить о первой крупной роли Маяковского в кино мы сегодня можем только по нескольким сохранившимся фотографиям.
Маяковский снимается в кино вместе с Лилей Брик
Следующий сценарий возник у Маяковского под влиянием его музы – Лили Брик. Как только любовь поэта призналась, что хотела бы сняться вместе с ним, тот сразу же засел за новый сценарий. На этот раз сюжет фантастического фильма напоминал историю о Пигмалионе. Самой Лиле этот сюжет очень понравился. Она писала в 1918 году:
«Владимир выдумал блестящий сценарий — «Закованная фильмой». Живой человек влюбился в женщину по ту сторону экрана. Она сходит к нему с экрана, и вот условная женщина живет среди живых людей. Но экранным людям без нее скучно. Они подстерегают ее и опять ловят на пленку, а живой человек бросается в поиски за ней, проникает в заэкранную жизнь. И вот он, живой, трехмерный человек, среди киноперсонажей — ковбоев, сыщиков и т.д.».
Казалось, что фильм просто обязан получиться захватывающим, однако в реальности же неудачная режиссура привела к тому, что лента вышла откровенно скучной и успеха у зрителей не приобрела.
«Барышня и хулиган» - самый успешный фильм актера, режиссера и сценариста Маяковского
Маяковский после этого, хоть и разорвал отношения с кинокомпанией «Нептун», но кинематографе не разочаровался. В результате в этом же году выходит драма «Барышня и хулиган». Это был настоящий успех. Маяковский здесь выступил как актер, второй режиссер и сценарист. Как всегда, роль уличного хулигана, оказывается очень близка поэту. В начале 1960-х годов по мотивам фильма Александр Белинский создал либретто балета. В 70-х годах фильм был восстановлен, поэтому об этом успешном выступлении Маяковского в кино мы можем судить лично.
Вообще Маяковский во время съемок, несмотря на свой ершистый характер и бешеный темперамент, превращался в идеального актера и прекрасно взаимодействовал с режиссером и съемочной группой. Об этом писал режиссер и оператор фильма «Барышня и хулиган» Евгений Славинский:
«Очень щепетильный ко всем мелочам павильонной жизни, Владимир Владимирович как актер мог служить образцом для всех актеров, являясь всегда без опозданий на съемку в своем несложном костюме бесшабашного уличного дебошира. (…) Перед началом постановки он просил меня быть с ним строгим и требовательным, обещал безоговорочное подчинение режиссеру. Но все же иногда вносил поправки в мизансцены. Эти поправки всегда, как правило, вели к лаконичности, простоте и ясности, протестовать против них не было возможности».
После смерти Владимира Маяковского остался целый ряд написанных сценариев. Среди них попадаются очень разные сюжеты: «Дети» — история о пионерской жизни и «Слон и спичка» — «Курортная комедия худеющей семейки», «Любовь Шкафолюбова», «История одного нагана», «Товарищ Копытко, или Долой жир!», «Позабудь про камин» и др. Часть из них была запрещена, но часть просто опережала свое время по техническим возможностям. Несмотря на то, что при написании сценариев Маяковский обычно не позволял себе провокаций и экспериментов, технически многие из них стали осуществимы только при появлении оборудования конца XX века.