Кому в Древней Руси не ставили крест на могиле
778
просмотров
Похороны — всегда грустное мероприятие. Родные прощаются с близким человеком, и потом посещают его могилу на кладбище, чтобы почтить память человека. В старой Руси бывали случаи, когда усопших хоронили не на кладбище, а подальше от него. Так, чтобы могила со временем стала совсем незаметной. И на ней не устанавливали крест. Читайте в материале, кто из ушедших не заслуживал по мнению церкви обычной могилы и креста, и как отправляли «сопроводительные» письма на небеса.

Самоубийцы и утопленники

Самоубийцы и утопленники Могилы самоубийц и утопленников не имели креста.

В советское время около кладбищ можно было увидеть специальные участки, где были расположены безымянные могилы. В них покоились утонувшие люди, которых никто не опознал, то есть утопленники. Но это во времена, когда причащение стало необязательным. В древности на Руси священнослужители серьезно относились к таким случаям. Несчастный, сгинувший в пучине вод, погибал без причастия. Более того, было совершенно непонятно, какое у него вероисповедание. Потому и хоронили бедняг в специальных местах, а на могиле не ставили крест. Иногда, если не было возможности передать тело властям, крестьяне просто переносили неудачливого пловца как можно дальше от населенного пункта и засыпали его землей, песком, а то и просто различным мусором. При этом выполнялись различные ритуалы, которые на самом деле с большой вероятностью относились к языческим. Их назначение было в том, чтобы не дать покойнику «встать», так как страх перед самоубийцами и утопленниками в народе был достаточно сильный.

Не ставился крест и на могиле человека, который наложил на себя руки. Обычая не отпевать и не поминать самоубийц церковь придерживается и сегодня. Добровольный уход из жизни относится к страшным грехам, так как в этом случае человек ставит себя выше Бога. Самоубийца, особенно крещеный, передает свою душу темным силам. Воле Бога такой человек предпочитает собственную волю, а это с точки зрения православия недопустимо.

Одержимые люди, развратники, гадалки и колдуны

Одержимые люди, развратники, гадалки и колдуны Целителей-травников не отпевали и крест на могиле не ставили.

В старину не проводили отпевание целителей, которые лечили травами и использовали заговоры. Их могилы, также, как и в случае с самоубийцами, оставались без креста. Когда правил Иван IV, даже был выпущен закон, который запрещал выкапывать коренья. Говорили, что знахари с помощью растений травят домашний скот и наводят порчу. Участь быть похороненными без креста ждала так называемых колдунов и ведьм.

Иногда священник мог отказать в традиционных православных похоронах пьянице или распутнику. Пьющие люди вообще сравнивались с самоубийцами, ведь они добровольно, сами, употребляли алкоголь, коварную жидкость, способную убить душу и тело. Распутников, тех, кто не ценил семейные ценности, находился во власти похоти своей, ждал ад. О каком кресте могла идти речь? Кстати, даже в 19 веке на могиле проститутки этот символ не устанавливался, хотя проституция уже была легализована.

Несчастные люди, страдающие психическими заболеваниями, считались одержимыми. Говорили, что их грех в том, что они отдали свой разум и душу нечистой силе. Поэтому на могилах таких «грешников» не было крестов.

Первая разрешительная молитва для усопшего от монаха Феодосия Печерского

Первая разрешительная молитва для усопшего от монаха Феодосия Печерского Первая разрешительная молитва была написана преподобным Феодосием Печерским.

В словаре Даля можно найти расшифровку термина «разрешительная молитва», или «подорожная». Так назывался листок, на котором была написала молитва об отпущении грехов. Читали ее по правилам по окончании отпевания умершего. Затем листочек аккуратно сворачивали и вкладывали усопшему в правую ладонь.
По мнению ученых, такой обычай ввел воин Симон Варяг, который завещал похоронить с разрешительной молитвой. Правда, текст сегодня воспроизвести невозможно. Зато молитва с просьбой к Богу, написанная на основе евангельского стиха, была создана преподобным Феодосием Печерским. В ней он просил Господа о милости к себе и своим духовным детям.

В тексте разрешительной молитвы содержится прошение от молящихся и от священнослужителя о прощении усопшему всех грехов. Это надежда, что Бог простит умершего и откроет ему путь в рай. Молитва также содержит просьбу снять с человека различные проклятия, наложенные при жизни недоброжелателями.

Письма к святому Николаю как пропуск в Царствие Небесное

Письма к святому Николаю как пропуск в Царствие Небесное Люди хотели, чтобы усопший попал в Царствие Небесное, потому вкладывали ему в руку «подорожную».

«Подорожные» стали постепенно распространяться. По мнению историка Соловьева, очень часто люди в таких молитвах обращались к святому Николе. Листочек с описанием жизни и поступков усопшего вкладывали в руку покойного. Люди верили в то, что Никола может воскресить умершего, а также присвоили ему роль привратника небесного. Потому и молитву, которая находилась в правой руке усопшего, стали называть пропуском. Мол, прочтет Никола, какой хороший человек был умерший, как он честно работал, жил, не грешил, ходил в церковь, усердно молился — и даст ему пропуск в Царствие Небесное.

Но есть и иное мнение. Например, исследователь Фомина утверждает, что разрешительная молитва означает, что родственники усопшего простили ему все грехи (ведь усопший мог не успеть покаяться или же даже не вспомнить о каких-то своих неблаговидных поступках), удостоверились в его примирении с церковью.

Разрешительная молится и сегодня является важнейшей составляющей обряда отпевания усопшего. Священнослужители считают, что это молитвословие главное для ушедшего в мир иной.

Вызвать удивление сегодня могут и более древние обряды. Например, моровые избы, полноценные дома для покойников.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится