«Крушение плота Медузы»: отчаянье, жажда и каннибализм
0
930
просмотров
На известной выставке в Париже 1819 года разгорелся небывалый скандал. Его причиной стала картина Теодора Жерико «Крушение плота Медузы». Публика была в шоке от реалистичного изображения борьбы за выживание. Шептались, что художник писал свои образы с трупов.

Общественность разделилась надвое. Одни считали написанный шедевр смелым и откровенным, олицетворяющим реальное положение дел во Франции. Другие едва сдерживали гнев, возмущаясь, как могла такая непристойная живопись попасть на столь солидную выставку.

История катастрофы

Основой сюжета стала судьба экипажа злосчастного корабля «Медуза», произошедшая за три года до демонстрации картины в галерее. Детали катастрофы были все еще свежи в памяти общества и вызывали ужас у граждан французской республики.

Кораблекрушение, гибель пассажиров и команды произошли по вине непрофессионализма и предательства капитана. Выяснилось, что горе-капитан попросту купил свой патент у коррумпированных чиновников, не обладая ни опытом, ни знаниями. Судно плотно застряло на мели неподалеку от островов Кабо Верде. Запасов еды и воды было не так много, да к тому же корабль дал трещину. Возникло решение построить плот.

Из мачт и корабельных досок построили довольное громоздкое сооружение. На судне были и лодки, но в них разместились сам капитан и привилегированные члены команды. По задумке, шлюпки должны были буксировать плот. Но на деле, деревянный настил оказался столь неповоротливым и тяжелым, что капитан вскоре отдал команду обрезать тросы. Люди, брошенные в море, в ужасе кричали, пытаясь образумить уплывающих обманщиков, но вскоре лодки скрылись из виду.

13 дней ада

Оставшиеся бедняги, которых было 147 человек оказались практически без провианта и воды. Грести было нечем, а волны смывали людей в море. В первый же день началась драка за место в середине, у мачты. И под утро 20 человек были убиты и сброшены в море.

Фактически, люди на плоту разделились на группы. Драки и убийства за провиант и воду не прекращались. Слабая надежда на возвращение лодок исчезла вовсе. Обитатели плота, брошенные на произвол стихии, поняли, что их предали и оставили умирать. На четвёртые сутки на плоту осталось 67 живых. Голод заставлял есть мертвых.

Тринадцать дней обезумевшие люди находились в этом аду, мясо убитых вялили на солнце и использовали в пищу. Некоторые, в страхе умереть ночью, не спали несколько суток. Истощение и нервное напряжение достигло точки кипения. К исходу тринадцатого дня, закат встретили лишь пятнадцать человек. А на следующий день несчастные наконец заметили корабль «Аргус», пришедший им на помощь. Но и после спасения умерло еще пять человек.

Работа над картиной

Начиная работу над картиной со столь трагическим сюжетом, художник прочел книгу о гибели «Медузы». На страницах издания, выжившие в этой катастрофе очевидцы - инженер и врач, описали смертельное плавание, приводившее читателей в содрогание. Теодор так же был поражен случившимся, и решил отразить трагедию на холсте.

Художник настолько вжился в работу, что вскоре стал практически отшельником. Он желал полностью прочувствовать отчаянье и страх своих героев. Жерико даже обрил голову, чтобы ничто не отвлекало его от работы. Испробовав натурщиков, он пришел к выводу, что живая плоть не может в полной мере отразить изображенную на холсте сцену.

Теодора видели в сумасшедшем доме, где он делал наброски лиц безумцев, его замечали в морге, где он зарисовывал мертвые конечности и головы. В своей мастерской он построил модель плота в масштабе, распределив на нем людей, мертвецов, паруса. Некоторых персонажей изображали его друзья, впечатленные невероятным рвением Теодора.

Жерико изучал влияние голода на организм человека, консультировался с врачами о влиянии обезвоживания на психику. Его многочисленные зарисовки и эскизы показывают, как глубоко он проник в саму ужасающую атмосферу этого дрейфа. Так, через восемь месяцев родилась картина, ставшая одновременно скандальной и великой.

Композиция картины такова, что зритель словно «втягивается» внутрь событий. Тело, изображенное справа на плоту в нижней части холста, словно уходит под раму, практически выпадая в реальность. Этот прием Жерико использовал что бы усилить эффект присутствия, заставить зрителя оказаться рядом с жертвами крушения.

Для усиления эффекта света и тени, автор использовал битум. Этот прием усилил эффект драматизма, но впоследствии создал проблемы с сохранностью шедевра. Краски под влиянием этого смолистого продукта постепенно обесцвечиваются.

Автор спорной картины так и не смог продать полотно при жизни. Но его страстное желание создать действительно уникальную историю о предательстве и выживании, бесспорно, воплотилось в жизнь.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится