Не удивительно, что у экспертов существовали гипотезы о внеземном происхождении таких героев, как Змей Горыныч, Тугарин Змей и Соловей-разбойник. Вероятно, их необычный внешний вид и мистические способности объясняли такое особое отношение. В русских былинах народ рассказывал о конкретных исторических особах, выставляя их в неприглядном виде.
Отрицательные герои русских сказок и былин
Нужно отметить уникальность русских народных сказок, насыщенных разноплановыми героями и событиями. Слагая сказки, народ вкладывал в них всю силу духа и особенности характера русского рода. Одним их жанром народной эпической песни, в котором отображались реальные исторические события Руси, были былины. Первые упоминания о них появляется в X веке. Положительными героями были русские богатыри. Например, Святогор, Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович, и другие. Однако были и отрицательные герои былин и сказок, которые имели несколько версий происхождения. Речь идет о:
• Кащее Бессмертном и Лешем:
• Змее Горыныче и Соловье-разбойнике;
• Тугарине Змее и Бабе Яге;
• Вурдалаках и Поганом Идолище;
• В эту категорию также попали Кикиморы, Черты и Бесы, Ведьмы и Вий, Мертвецы, Русалки и другое черное отродье.
Интересно, что в народе сказки были собранием мудрости. Они учили милосердию и добру. Показывали, что зло всегда побеждает добро. Подчеркивали мощь и сплоченность русского народа. Эксперты говорят о том, что практически все герои сказок и былин как положительные, так и отрицательные имели своих прототипов. Но если с богатырями было все понятно, то вставал вопрос, а кто такие Змей Горыныч, Тугарин Змей или тот же Соловей-разбойник. Есть версии, что прототипами этих персонажей были существа внеземного происхождения.
Тугарин Змей
Об этом персонаже упоминается в русской былине «Алеша Попович и Тугарин Змей». Первый – это один из самых сильных русских богатырей, прототипом которого может являться как ростовский боярин Олеша (Александр) Попович, так и дружинник Владимира Мономаха Ольбег Ратиборович. А вот прототипом Тугарина Змея считают половецкого хана Тугоркана из рода Шаруканидов, который со своим многочисленным войском совершал частые набеги на русские земли в конце XI века. В переводе с половецкого «шаруканид» звучит как «змей». Именно поэтому хана прозвали «Тугарин Змей». На Руси детей пугали этим персонажем, если те баловались.
Одно время даже была версия, что в былинах рассказывалось вовсе не о каком-то конкретном человеке, а о некоем чудовище или существе с мистическими способностями. Однако со временем стало понятно, что в былинах речь шла все-таки о половецком хане. Известно, что Тугар-хан обладал недюжой силой и выносливостью. Мог запросто в одиночку переплыть Днепр с огромным котлом в руках. Интересно, что не только про хана Тугоркана было известно русскому народу. Чтобы выделить себя среди других, он перед каждым походом надевал крылья из бумаги и наносил на лицо зеленоватый оттенок. Возможно, так Тугоркан ассоциировал себя со Змеем. Эта уловка отлично сработала. Именно поэтому русский народ его хорошо запомнил, а некоторые даже относились с опаской.
Согласно историческим фактам, Тугар-хан выдал замуж свою дочку красавицу (после крещения Елену) за русского князя Святополка Изяславовича. В качестве калыма хан получил земли Левобережья. Сейчас историки упоминают о том, что нет точных сведений о том, кто же на самом деле мог убить Тугарина Змея. Однако есть возможные варианты. Большинство историков склоняются к версии, что это мог сделать Ольберг Ратиборович, которого и ассоциируют с Алешей Поповичем. Кстати, он убил и другого половецкого хана Итлара, который принес много горя русскому народу. Итлар, значит, Идол. Именно его в народе прозвали Идолище Поганое (половецкое).
Соловей-разбойник
Этот персонаж тоже многим знаком из русских былин и, конечно, его считают отрицательным героем. Он упоминается в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Он преподносится как лесное чудовище, которое сидит на дереве близ дороги и нападает на путников, оглушая их неистовым свистом. Внешность у Соловья-разбойника восточная. Кто называл его Соловей Ахматович, а кто и Одихмантьевич. Долгое время Соловей-разбойник не давал покоя путникам. Никто не мог спокойно проехать. Конец этому положил русский богатырь Илья Муромец. Он изловил злодея, привез его в Киев и бросил в ноги князю Владимиру. Злодей был казнен на Куликовом поле богатырем.
Некоторые эксперты допускали, что Соловей-разбойник вполне мог принадлежать не к человеческой расе, а являться представителем внеземной цивилизации. Вероятно, такое мнение могло сложиться из-за его необычной внешности и способностей. В нем одновременно сочетались черты человека и птицы. А каждого путника он оглушал пронзительным свистом и ревом, сидя в гнезде на могучем дубе. Свист злодея обладал губительной силой. Ему могли противостоять только очень сильные люди, а остальные погибали. Люди так не могли свистеть.
Существовала и другая версия происхождения этого отрицательного героя. Поговаривали, что когда у власти был русский князь Владимир, то в лесах недалеко от Киева скрывался языческий жрец. Его считали сильным колдуном, наводящим ужас на население в государстве. Тогда князь Владимир послал против Соловья-разбойника русского богатыря Илью Муромца, который мог справиться с любой нечистью.
Змей Горыныч
Этот отрицательный герой появляется не только в русских былинах, но и в сказках. Как правило, это дракон с количеством головок кратному трем (чаще всего трехглавый). У него длинный хвост со стреловидным наконечником и лапы с длинными когтями. Змей Горыныч может искусно извергать огонь, и без труда летать. Огонь извергается с пасти только в случае опасности, а его мощь может спалить сразу целое поселение людей. Также у этого зловещего существа плотная и непробиваемая чешуя. Убить чудовище все-таки можно, отрубив сразу три головы и разрубив тело. Змей Горыныч умеет говорить языком животных и человека. Поэтому он без труда может заманить путника, обманув его.
Согласно славянской мифологии Горыныч охраняет вход в царство мертвых, которое находится за огненной рекой. Этого стражника создал сам бог Род, наделяя его необычным внешним видом и способностями. По другой версии, это божество Горыня, которому подвластен был весь огонь в царстве живых и мертвых. В частности у древних египтян образ змея был достаточно распространен в культуре. Этот образ встречался у народов Америки, Африки и Европы. Древние люди считали, что змея единственная, кто могла свободно перемещаться в двух мирах – живых и мертвых. У славян змея связывали со стихиями воды и огня.
Некоторые эксперты предполагают внеземную природу Змея Горыныча. Казалось бы, где тут связь между сказкой и реальностью. Такая версия появилась на основании древних мифов африканского племени догонов, что в республики Мали. Правда, описание Змея Горыныча в русских сказках и былинах существенно отличается от африканского. Это человекоподобное существо со змеиной головой и конечностями. У него были светящиеся глаза и отсутствовали крылья. А передвигаться по воздуху ему помогала «летающая колесница». На таких конструкциях ранее передвигались божественные существа в Древней Индии и Греции. Подобное описание встречается и у русского литературоведа Александра Афанасьева, сделанное им на основании старинных версий сказок. В частности в Древней Греции было богов и богинь, которые ездили на колесницах. Но тема их наследников вызывала особый интерес. Укрощение Афины Прекрасной: Как популярная греческая богиня превратилась в дочь.