Василий Перов - выдающийся портретист
Особенное место в художественном наследии Василия Перова занимает великолепная портретная галерея, созданная в 70-х годах 19 века, открывает которую автопортрет, датированный 1870 годом, где изображен сам 37-летний художник. На нем Перов совершенно не приукрасил себя: "кожа покрыта следами оспы, высокий лоб в морщинах, особенно заметна глубокая борозда между бровей - знак постоянной душевной тревоги". А еще из холста на нас смотрят "умные, проницательные глаза человека, много в жизни увидевшего и пережившего... человека сильной воли и критического склада ума".
Более десятилетия посвятил живописец созданию серии портретов выдающихся деятелей русской культуры и искусства — писатели, поэты, музыканты, художники. Стоит отметить, что немало портретов Перов выполнил по заказу самого Павла Третьякова, который и скупил львиную долю и жанровых работ художника, и портретов его кисти. Огромное количество произведений Василия Григорьевича и по сей день являются собственностью Третьяковской галереи.
Портреты художника отличаются тонкой психологической выразительностью образов, в них он сумел передать совершенно новое для портретного искусства социально-психологическое настроение. Живописец воссоздал на холсте не просто человека в материальном аспекте, а и его духовный мир : «Что ни тип, что ни лицо, что ни характер, то особенность выражения всякого чувства. Глубокий художник тем и познается, что изучает, подмечает все эти особенности и потому его произведение бессмертно, правдиво и жизненно», — утверждал Перов.
В последние годы жизни, уже будучи смертельно больным, Василий Перов из жизнерадостного и веселого человека превратился в раздражительного и подозрительного старика. Он, к сожалению, уничтожил некоторые свои картины, пытаясь их переделать. А предчувствуя свой конец, Василий Перов вернулся к наиболее значимому своему произведению - «Странник», написанному в 1870 году. Художник сызнова переписал картину, изобразив вместо ссутулившегося под бременем жизни старца себя нынешнего - всеми покинутого, забытого, одинокого и больного. В переделанном «Страннике» художник выразил все свои страдания, боль, отчаяние и горечь - все то, что ему пришлось пережить за последние годы.
А в последние годы живописцу пришлось столкнуться с непониманием коллег - художников-передвижников, ему даже пришлось выйти из их организации, но до конца своих дней он оставался передвижником по духу, оставившим глубокий след в истории русского искусства.
В начале 80-х тиф и воспаление лёгких окончательно подорвали его здоровье, а в октябре 1882 года самочувствие Перова резко ухудшилось. Художник тихо ушел из жизни на 49-м году жизни в маленькой подмосковной больнице.