Вопленицы - плакальщицы
Представительницы этих профессий получали денежные вознаграждения за то, что могли громко, пронзительно и долго лить слезы и заунывно причитать. Впервые плакальщицы появились в глубокой древности. В Греции и Риме без них не обходились скорбные обряды.
На Руси их профессиональнее обязанности были широки. На похоронах плакальщицы создавали скорбную атмосферу. И хотя родственники, как правило, и без того горевали по усопшему, присутствие профессиональных скорбящих было обязательным.
Без воплениц не проходила ни одна свадьба. По традициям того времени, невеста, покидая родительский дом, должна была горевать. Но не всегда новоиспеченная жена могла это сделать искренне. Здесь на помощь и приходили плакальщицы, затягивали свои заунывные притчи, и слезы наворачивались на глаза почти у всех.
Интересно, что в это профессии были свои тонкости. Например, больше всего получала та, которая могла вопить на разный лад, обладала актерским талантом, умела сходу складывать притчи, ориентируясь по обстановке. Такому специалисту предлагали дополнительные вознаграждения за то, чтобы именно она присутствовала на обрядовых мероприятиях.
Наузницы
На Руси узлы имели особо значение. Люди считали, что все хитросплетения - запутанные волосы, гривы лошадей, хозяйственные веревки, нитки пряжи - происки нечистой силы. В противовес им работали наузницы. Они создавали узлы разных размеров и форм, каждый имел особое значение.
Сплетались узлы для привлечения удачи, богатства, исцеления от страшных недугов, приворота любимого, укрепления семьи. Были и варианты, которые использовали люди для мести недругам - наузницы могли отобрать везение или навлечь смерть.
По особым заказам вязались обереги с использованием разных устрашающих элементов - костей, иголок, когтей, перьев и частей тел мелких животных. Репутацию и популярность каждая наузница нарабатывала сама себе. Чем больше оберегов, созданных мастерицей, справились со своей задачей, тем более востребованной народная молва делала ее.
Плевальщики
Представители этой профессии на Руси были в почете. Их задачей было сеять репу, выплевывая семена. Посевной материал был очень мелкий, при посадке руками зерна терялись, либо падали в землю кучкой в одно место.
Работа эта была не столь легка. Плевальщику было необходимо научиться контролировать силу плевка, рассчитывать оптимальное количество семян для определенной площади земли. Профессионалы имели достойный заработок и за отдельное вознаграждение учили секретам ремесла всех желающих. В разгар посевной за лучших плевальщиков боролись богатые земледельцы, обещая хорошие деньги за работу именно на их поле.
Дегтекуры и смолокуры
Дегтекуры на Руси встречались довольно часто. Их задача была - добывать деготь из березовой коры. Деготь в те времена был весьма востребованным, его использовали для смазки механизмов, пропитки строительных материалов, применялся для ухода за одеждой и обувью. Самым популярным применением дегтя было производство особого вида кожи - черной юфти. Ее использовали для изготовления качественной, долговечной сбруи, обуви, спецодежды. Работали дегтекуры в специальных ямах, весь процесс перегонки бересты в деготь происходил вручную.
Смолокуры зачастую работали плечом к плечу с дегтекурами. Они их деревьев хвойных пород путем перегонки добывали смолу. Ее применяли для защиты от влаги и гниения, веревки и канаты смолили для придания им прочности. Смолокуры использовали в работе специальные печи или крытые ямы. Именно в них сжигали хвойную древесину, которая при определенных температурах и без доступа воздуха выделяла смолы.
Пастильщицы
Для этой профессии отбирали девушек сильных, крепких и выносливых. Процесс создания популярной сладости был поделен на этапы. Сначала две пастильщицы взбивали яблоки до однородной массы - это занимало у них двое суток. Затем яблочное пюре размещалось тонким слоем на специальной бумаге. Показателем профессионализма считалось умение нанести сырье максимально тонко, не нарушив при этом целостность покрытия. Пастила несколько суток затвердевала и только после этого нарезалась на ровные полоски определенного размера. Бонусом для крестьянок была возможность вволю наесться обрезками пастилы.
Ловцы пиявок и продавцы хвостов
Ловцы пиявок были востребованы благодаря популярности гирудотерапии. В давние времена знахари и целители именно с помощью кровососущих лечили десятки болезней. «Пускать дурную кровь» было принято при любом недомогании - от похмелья до болезней костей и суставов.
Ловцы пиявок работали на болотах. Они стучали палками по поверхности, заставляю пиявок выбраться на поверхность. Все дело в инстинктах - любое колебание воды кровососущие воспринимали как вход в воду потенциальных жертв и устремлялись к месту вибраций. Популярен был метод «ловли на живца». Доброволец заходил в воду и, как только необходимое количество пиявок было набрано, выходил и перемещал их в специальные емкости. В работе были свои нюансы - в лечебных и профилактических целях применялись пиявки определенного размера и выловленные в определенные периоды.
Профессия «продавец хвостов» возникла, благодаря хитрости народа. Особо предприимчивые создавали целый бизнес. Смысл его был в том, что в периоды лютых зим из-за нападения волков на людей, правительство объявляло хорошие вознаграждения за поимку хищников. Доказательством проделанной работы служил предоставленный волчий хвост. Людям настолько понравилось получать за это деньги, что когда волков переловили, они стали делать волчьи хвосты из подручных материалов - волчьих, собачьих шкур и даже пеньки. Таким образом, пока хитрость не была распознана, многие смогли получить хорошие деньги.
Тряпичники и крючочники
Представители этих профессий могут считаться основоположникам технологий по вторичной переработке различного сырья. Они ходили по улицам и собирали ненужные тряпки, банки, железки, ненужный бумажный хлам. Люди отдавали им старые предметы быта, а взамен могли получить сладости и небольшие безделицы.
Существовал целый бизнес, и даже имела место своеобразная иерархия. Самым низшим считался крючочник. Название профессии пошло от орудия труда - он работал палкой, на конце которой был железный крюк. С помощью нее работник ворошил кучи мусора. Все находки сдавались тряпичным тузам, а они уже отдавали сырье хозяевам или напрямую переправляли крупным предприятиям.
На Руси существовало две разновидности работников этой сферы - одни ходили по дворам и скупали сырье, вторые добывали его бесплатно на помойных кучах и в мусорных ямах. Дело это было весьма прибыльным и востребованным, но постепенно сошло на нет.