Древний Египет: эпоха процветания
О событиях, которые происходили в Древнем Египте, мы можем судить по дошедшим до нас папирусам, которых не так много. И которые имеют свою специфику. К примеру, о царствовании фараона Рамсеса III, который правил приблизительно в 1185−1153 годах до н. э., подробно рассказано в так называемом Папирусе Харриса. Фрагмент этого документа составлен как письмо самого Рамсеса III о результатах его царствования (хотя написано оно было уже после смерти фараона). В нем говорится, что правитель сделал все для благоденствия родной страны: обеспечил своим подданным безопасность, не вел войны и позволил «пребывать в праздности войску и колесничим», дал людям жить спокойно, а Египту — процветать.
В реальности все было, скорее всего, не совсем так. В случае Папируса Харриса мы имеем дело с посмертным панегириком правителю. На самом деле Рамсес III вел немало войн — другой вопрос, что начаты они были не им, а его предшественниками, но мирными годы его царствования не были. Рамсес подавлял восстания в Нубии, Ливии, Сирии, при нем были волнения и внутри Египта, произошло крупное восстание свободных работников, которые трудились на строительстве пирамид (да, там были не только рабы). Правда, британская археолог и египтолог Маргарет Мюррей указывает, что богатая добыча, захваченная в ходе успешных войн, была действительно потрачена на благо Египта, и фраза: «…Покрыл я всю землю фруктовыми садами зеленеющими и позволил народу отдыхать в их тени», — имела под собой основания.
При дворе фараона тоже все было не слишком гладко. В итоге Рамсес III стал жертвой династического заговора, который в истории получил название «гаремного».
Фараон Египта — наместник Бога
Надо сказать, что в Древнем Египте убийства фараонов были большой редкостью. При том, что только династий фараонов было более 20, насильственной смертью погибли единицы: это фараоны Тети, Аменемхет I, Рамсес III и Бокхорис. Вера в божественное происхождение фараона и его сакральный статус делали убийство правителя для египтян практически немыслимым. Ведь именно фараон поддерживает баланс сил в мире и обеспечивает тем самым спокойную и безбедную жизнь. Посягательство на него могло нарушить взаимодействие богов и людей и запустить механизм вселенской катастрофы. Так что не то что убийство, а просто смещение фараона с престола было бы святотатством.
Из-за исключительной редкости покушений у историков возникают сомнения относительно насильственной смерти всех правителей из приведенного выше списка, кроме Рамсеса III. Его мумия в 2012 году была тщательно изучена с помощью томографов, и на шее фараона обнаружили глубокую рану: горло ему, несомненно, перерезали. Также нашли повреждения на ступнях, у фараона был отрезан один палец. Видимо, убийцы напали на Рамзеса и попытались справиться с ним, стоя лицом к лицу, но он сопротивлялся. После этого на него набросились еще и со спины и перерезали горло.
Но кто мог решиться на подобное страшное преступление против человека, правителя и почти божества? Частично ответы на этот вопрос дает Туринский судебный папирус, названный так потому, что хранится в Египетском музее Турина. В нем подробно описан процесс над покушавшимися.
Гаремный заговор
Убийство задумала одна из младших жен Рамсеса III по имени Тиа, которая привлекла на свою сторону еще нескольких жен и придворных. Все это она делала, чтобы посадить на трон своего сына, настоящее имя которого мы не знаем. До нас дошло только прозвище, под которым он фигурирует в Туринском папирусе — Пентаур (имена обвиняемых были изменены на оскорбительные клички вроде «Мерзость в Фивах» или «Ра его ненавидит»).
До того, как решиться на убийство, Тиа и другие жены, по всей видимости, прибегли к магии. Один из заговорщиков выкрал из царского дворца книгу по чародейству, по ней были изготовлены магические свитки и восковые фигурки, но колдовство не сработало. Более того — укравший книгу был казнен. Тогда Тиа решила, что убийство фараона — единственный вариант, который освободит престол для ее сына. Одновременно с подготовкой покушения сагитировали и некоторых военных, чтобы они поддержали переворот.
Покушение свершилось, но на трон взошел другой сын Рамсеса III, который стал фараоном Рамсесом IV. При нем и состоялся суд над виновными в смерти отца.
Рамсес III обвиняет
Туринский папирус — интересный документ, который снова написан от лица Рамсеса III. Он уже предстал перед могущественными богами и взирает на все происходящее на земле. После лаконичного вступления «Рамсес III», автор папируса, перечисляет несколько групп обвиняемых, которые предстали перед судьями. Это не только Тиа и другие жены, принявшие ее сторону, но и начальник сокровищницы, дворецкие, начальник охраны, писцы и другие. В итоге одна группа (более 20 человек) была обвинена в непосредственном участии в заговоре, вторая — в том, что они знали и не донесли. Этих людей приговорили к казни или к самоубийству. Отдельную группу обвиняемых составили судьи, которые в ходе процесса злоупотребили своим положением и устроили попойку с участием женщин из гарема. Им отрезали носы и уши. Судьба Тии осталась неизвестной.
Сын Рамсеса, который в папирусе именуется Пентаур, якобы покончил с собой — суд дал ему такую возможность. Однако, скорее всего, судьба его была более печальна. Ученые из Европейской Академии в Больцано, изучавшие мумию Рамсеса III, провели также анализ другой мумии, которую долгое время именовали «безымянный царевич Е». Это не классическая мумия, а мумифицированное тело: оно не было забальзамировано по правилам, его просто завернули в козью шкуру и положили в саркофаг, предназначенный для другого человека.
Генетический анализ тканей показал, что «безымянный царевич Е» с большой вероятностью является сыном Рамсеса III. И вполне возможно, тем самым Пентауром.
Состояние тела говорит о том, что вряд ли он убил себя сам: руки юноши были связаны, горло перетянуто, грудь сдавлена. Вероятно, его придушили и похоронили заживо: рот «безымянного царевича» остался открытым, словно тот перед смертью кричал.
В ходе судебного процесса у обвиняемых не было никаких шансов на защиту: египетский суд не предполагал ее наличия. Следствие одновременно играло роль обвинения и суда. Хотя, о какой защите может идти речь, если на процессе «присутствовал» сам Рамсес III, а его обвинение — это уже почти воля богов: «Пусть падет все, что они сделали, на их головы, ибо освобожден я и защищен я на протяжении вечности, ибо я среди 753 праведных царей, которые находятся перед Амоном-Ра, царем богов, и перед Осирисом, правителем-вечности».