Биограф Ленина Кристофер Рид написал, что «Ленин не родился, он был придуман». Вклад в мифологизацию всех аспектов биографии советского вождя внесли и его противники, и сторонники. Современник Ленина философ Жорж Сорель разработал концепцию мифа как важнейшего механизма социально-политической мобилизации. Советская власть, как любой политический режим, была во многом построена на мобилизующих мифах, обещая справедливость и свободу от угнетения. Ключевой фигурой «большевистского мифа» был основатель Советского государства Владимир Ульянов (Ленин). Связанные с ним легенды начали плодиться с момента его возвращения из Швейцарии в Россию в апреле 1917 года и умножились после смерти в январе 1924-го. Ленин во многом заменил фигуру царя в «избавительских легендах» русского фольклора и стал главным героем особой отрасли советской культуры — так называемой ленинианы. Создание работ в этом жанре продолжается и сейчас. Искусствовед Дмитрий Москвин отмечает, что «Ленин по-прежнему остается героем текста — художественного, документального, вербального и визуального». Ткань этого текста во многом соткана из следующих легенд.
Легенда 1. Ленин был маленький с кудрявой головой
Одна из первых ассоциаций с именем Ленина — детский стишок:
Когда был Ленин маленький,
С кудрявой головой,
Он тоже бегал в валенках
По горке ледяной.
Вердикт: это правда.
В позднесоветский период образ Ленина сопровождал человека от пеленок до гроба. Новорожденным ленинградкам и ленинградцам выдавали сувенирную медаль с изображением вождя. Младшеклассники надевали октябрятские значки, на которых был воспроизведен фотопортрет четырехлетнего Владимира Ульянова — действительно кудрявого и, вероятно, способного бегать в валенках. На этом снимке 1874 года — самом раннем из известных — он был сфотографирован вместе с сестрой Ольгой, но уже при первой публикации в 1923 году оказался на карточке один. Иногда советские ретушеры заменяли Ольгу Ульянову на толстую стопку книг: нужно было выделить младшего брата, превратив обычного ребенка, окруженного семьей, в единственного будущего вождя.
Цитируемое здесь стихотворение, которое молва приписывает поэтессе Агнии Барто, на самом деле народное творчество. Библиографы Публичной библиотеки идентифицировали его в качестве пародии на стихотворение детской поэтессы Маргариты Ивенсен:
Когда был Ленин маленький,
Похож он был на нас,
Зимой носил он валенки,
И шарф носил, и варежки,
И падал в снег не раз.
Лениниана, рассчитанная на детей, часто становилась мишенью пародий — зачастую практически неотличимых от официальной продукции.
Легенда 2. Ленин устроил революцию, потому что мстил за брата
В мае 1887 года 21-летний Александр Ульянов, старший брат Владимира, был повешен в Шлиссельбургской крепости за участие в террористической фракции партии «Народная воля» и подготовку покушения на императора Александра III. Позже образ казненного студента будут часто использовать для объяснения революции и убийства царской семьи. Одно из наиболее карикатурных воплощений этой мифологемы — картина художника Николая Копейкина, созданная в 2017 году: на ней Ленин стреляет в Николая II, рядом мы видим надпись «За брата — смерть».
Вердикт: это лишь отчасти правда.
С одной стороны, уже в первые годы советской власти образ Александра Ульянова использовался, чтобы объяснить мотивы действий Ленина и продемонстрировать жестокость самодержавия. В январе 1919 года на открытии памятника погибшим в Шлиссельбурге революционерам глава Петроградского совета Григорий Зиновьев заявил, что Ленин «несет то знамя, которое вырвали из рук его брата». С другой — политические решения, которые Владимир Ульянов принимал во время революции и Гражданской войны, нельзя объяснять исключительно личными обстоятельствами.
Во второй половине XIX века революционные настроения были очень распространены среди студентов. Проучившись чуть больше трех месяцев в Казанском университете, Владимир Ульянов был исключен: 4 декабря 1887 года он участвовал в студенческой сходке в знак протеста против введенных правительством ограничений на университетское образование. Исключение из университета (а также родство с казненным террористом) сделало будущего Ленина маргиналом и поставило в оппозицию к власти. Революционных взглядов придерживались и сестры Ульяновы — Анна, которую арестовали и сослали по подозрению в причастности к покушению на императора, и Мария. Позже обе стали видными участницами партии большевиков.
Таким образом, интеллектуальное влияние старшего брата и тех идей, за которые он пошел на казнь, во многом сформировало политические взгляды Ленина, но не было причиной революции.
Легенда 3: Ленин ел чернильницы
«Ленин придумал такую вещь. Он из хлеба делал маленькие чернильницы, наливал туда молоко и макал туда перышко. И так писал». Это отрывок из рассказа Михаила Зощенко «Иногда можно кушать чернильницы» (цикл «Рассказы о Ленине»). Чернильницы из хлеба Ленин делал, сидя в 1895–1897 годах в Доме предварительного заключения. Зощенко отталкивался от мемуаров будущей жены Ленина Надежды Крупской: «Чтобы его не накрыли во время писания молоком, Владимир Ильич делал из хлеба маленькие молочные чернильницы, которые — как только щелкнет фортка, — быстро отправлял в рот».
Вердикт: скорее всего, это правда.
Российские революционные организации придавали большое значение различным конспиративным техникам. Для функционирования подпольного политического аппарата была очень важна секретная, зашифрованная переписка. Что касается хлебного мякиша, то российские арестанты лепили из него разные предметы (скульптурки, шашки и проч.) и до революции. Правда, молочных чернильниц среди них не было.
Легенда 4. Ленин выступал с броневика
«В Петроград Ленин приехал 3 апреля ночью. На Финляндском вокзале и на площади перед вокзалом встречать Ленина собрались тысячи рабочих, солдат и матросов. Неописуемый восторг охватил массы, когда Ленин вышел из вагона. Они подхватили Ленина на руки и так внесли своего вождя в большой зал вокзала, где меньшевики Чхеидзе и Скобелев стали было произносить от имени Петроградского совета „приветственные“ речи, в которых они „выражали надежду“, что Ленин найдет с ними „общий язык“. Но Ленин не стал их слушать, прошел мимо них к массе рабочих и солдат и с броневика произнес свою знаменитую речь, в которой призывал массы к борьбе за победу социалистической революции. „Да здравствует социалистическая революция!“ — так закончил Ленин эту свою первую после долгих лет изгнания речь».
Вердикт: это правда.
Ленин действительно выступал вечером 3 апреля 1917 года около Финляндского вокзала стоя на крыше броневика. После десяти лет, проведенных в эмиграции, он приехал в Петроград и обратился к собравшимся на вокзальной площади людям. Сначала он говорил с крыши автомобиля, а затем с броневика, на который, вероятно, его подняли слушатели.
В выступлении с крыши броневика не было ничего экстраординарного: 8 апреля точно так же и на той же площади выступал вернувшийся из эмиграции лидер партии эсеров Виктор Чернов. К середине весны 1917 года ритуал встречи возвращающихся революционных «вождей» уже был налажен: оркестры, красные знамена, почетные караулы от воинских частей, делегации руководства Петроградского совета.
Однако именно прибытие Ленина и действие его речей на толпы рабочих, солдат и матросов стали одним из ключевых элементов мифа о происхождении Советского государства. Основы этого мифа были заложены уже весной 1917 года. Так, газета «Известия», в редколлегии которой было несколько большевиков, представила приезд Ленина как гораздо более важное событие, чем, например, возвращение Георгия Плеханова. В 1924 году отчет «Известий» был перепечатан «Красной газетой» и лег в основу многих позднейших мемуарных текстов. Воспоминания об участии во встрече Ленина на Финляндском вокзале стали частью обязательной программы мемуаристов 1920–70-х годов. Как отметил историк Константин Тарасов, такие тексты давали авторам «ощущение сопричастности к великому событию».
Волнующий эффект от речей Ленина многочисленные советские мемуаристы, вероятно, преувеличивали. Из многих тысяч собравшихся слышать Ленина могли только находившиеся недалеко от оратора. Кроме того, вовсе не все были с ним согласны: Ленин потом еще несколько дней убеждал руководство большевиков отказаться от поддержки Временного правительства. Вскоре в газетах появились коллективные заявления солдат электроосветительной роты и матросов 2-го Балтийского флотского экипажа, которые выражали «глубокое сожаление» по поводу своего участия в торжественной встрече Ленина. Моряки сокрушались: мол, знай мы, что Ленин вернулся в Россию через территорию Германии, «вместо торжественных криков „ура“ раздались бы наши негодующие возгласы: „Долой, назад в страну, через которую ты к нам приехал!“» Зато писатель Осип Брик, бывший на вокзале, сказал, что Ленин, «кажется, сумасшедший, но страшно убедительный». Его слова приводит в своих воспоминаниях лингвист Роман Якобсон.
Легенда 5. Ленин был агентом германского Генштаба
В начале июля 1917 года прокурор Петроградской судебной палаты предъявил Владимиру Ленину, Григорию Зиновьеву, Александре Коллонтай и некоторым другим большевикам обвинение в сговоре с агентами воюющих против России государств для ослабления армии и дезорганизации тыла. Позже, в сентябре 1918 года, администрация президента США Вудро Вильсона распространила серию документов, согласно которым Владимир Ленин (в то время он подписывался как Н. Ленин), Лев Троцкий и другие большевики выполняли указания Генерального штаба Германии.
Вердикт: это неправда.
Историки считают существующие доказательства связи большевистского руководства с агентами Германии неубедительными или сфабрикованными. Среди них — показания прапорщика 16-го Сибирского стрелкового полка Дмитрия Ермоленко. После возвращения из германского плена он сообщил, что во время переговоров в берлинском Генеральном штабе в апреле 1917 года вербовавшие его офицеры и генералы «упомянули фамилию Ленина, как лица, работающего от Германии и для Германии». Еще в 1917-м большевики указывали на то, что раскрытие подобной секретной информации при вербовке мелкого агента, сразу после перехода линии фронта отправившегося в российскую контрразведку, выглядит совершенно невероятным.
Другой комплекс документов — серия перехваченных российской контрразведкой телеграмм, в основном связанных с базирующимся в Стокгольме коммерсантом, членом партии большевиков Яковом Фюрстенбергом (он же Якуб Ганецкий; партийный псевдоним — Куба). Проанализировав эти тексты, историк Семен Ляндрес пришел к выводу, что они не содержат доказательств финансирования большевиков немцами. В телеграммах о продаже карандашей (которые импортировались из Германии, а после начала войны стали в России дефицитным товаром) речь действительно шла о карандашах, в телеграммах о размере заметки для «Правды» — действительно о количестве строк, и так далее. Так называемое «дело большевиков» до суда, в связи с Октябрьским переворотом, не дошло, но материалы следствия — около 2500 печатных страниц — опубликованы, и убедительных доказательств связи большевиков с германцами они не содержат.
Доказать сговор Германии и большевиков также пытались с помощью сфабрикованных документов. Так, в феврале — марте 1918 года американский журналист Эдгар Сиссон купил в Петрограде более сотни бумаг о германо-большевистском заговоре, которые несколько месяцев спустя были опубликованы в США. На самом деле «документы Сиссона» изготовил писатель, автор приключенческих романов Фердинанд Оссендовский при помощи пяти пишущих машинок и печатавшей поддельные бланки типографии. В середине 1950-х, когда оригиналы документов нашли в сейфе Белого дома, американский дипломат Джордж Ф. Кеннан проанализировал плоды творчества Оссендовского и доказал подлог. А в начале 1990-х российский историк Виталий Старцев нашел дополнительные «документы Сиссона», перепроверил Кеннана и пришел к аналогичным выводам.
Известен один документально подтвержденный случай передачи германских денег большевикам до их прихода к власти. В августе 1917 года зарубежное бюро ЦК партии получило около 230 000 немецких марок от швейцарского социалиста Карла Моора, работавшего на правительства Германии и Австро-Венгрии. Однако деньги не добрались до Петрограда — бюро ЦК финансировало на них сентябрьскую международную конференцию социалистов в Стокгольме, в которой участвовали и противники войны из центральных держав, например председатель Независимой социал-демократической партии Германии Гуго Гаазе. Объединение противников войны по разные стороны фронта вряд ли входило в планы германского Генштаба. Хотя небольшая часть тех миллионов, которые Германия тратила на ослабление стран Антанты, доходила до большевиков, это не делало их германскими марионетками и никак не объясняет поддержку их лозунгов миллионами граждан России.
Легенда 6. Ленин изображал немого косаря и прятался в Кронштадте
В 1917 году, между Июльскими днями (попыткой вооруженного восстания) и Октябрьским переворотом (Великой Октябрьской социалистической революцией), Ленин скрывался от ареста. Российские газеты писали и о том, что лидер большевиков скрывается в Кронштадте — революционная крепость была практически недоступна для правительственных следователей, — и о том, что он бежал на катере в Германию. Позже о приключениях Ленина в подполье много писали советские авторы и мемуаристы.
Вердикт: это лишь отчасти правда.
Ленин действительно скрывался, чтобы избежать ареста, но не в Кронштадте и не в Германии. Утром 5 июля 1917 года он покинул квартиру сестры на окраине Петрограда и несколько следующих месяцев прятался у русских и финляндских социал-демократов и их знакомых, в том числе у сестрорецкого рабочего Николая Емельянова, бывшего петроградского литейщика Петра Парвиайнена, выборгского журналиста Юхани Латукка и начальника милиции Гельсингфорса Густава Ровио. Во время этих передвижений Ленин активно менял внешность: сбривал бороду и усы, красил брови, менял парики, надевал очки, изображая то финна-косаря, то лютеранского пастора, то русского рабочего. Эти шпионские методы не всегда были успешны. Как вспоминал сопровождавший Ленина актер Каарло Куусела, после ночевки в поезде Терийоки — Лахти в ночь с 7 на 8 августа 1917 года опального революционера трудно было принять за пастора: «Краска расползлась по его лицу и подбородку, а борода в нескольких местах отклеилась». Кое-как грим удалось восстановить: «Оживленно беседуя по-фински, мы рука об руку вышли на перрон. Ленин хотел, чтобы мы шли именно так. По-фински говорил я, а Ленин только смеялся, что для постороннего слуха звучало совершенно по-фински». Осенью Ленин возвращался из Выборга в Петроград вместе с финским революционером и большевиком Эйно Рахья. Стоя в тамбуре поезда, они также имитировали беседу на финском. Говорил Рахья, а его собеседник-«пастор» вставлял только jaa («ага») или ei («нет»). Но Ленин не знал финского, поэтому иногда говорил «да» вместо «нет».
Легенда 7. При Ленине не было таких масштабных репрессий, как при Сталине
В секретном докладе ХХ съезда КПСС первый секретарь ЦК Никита Хрущев заявил о том, что репрессии сталинского периода были резким разрывом с ленинскими принципами. По его словам, Сталин «отбрасывал ленинский метод убеждения и воспитания, переходил с позиций идейной борьбы на путь административного подавления, на путь массовых репрессий, на путь террора. Он действовал все шире и настойчивее через карательные органы, часто нарушая при этом все существующие нормы морали и советские законы». Можно ли согласиться с Хрущевым или на Ленина нужно возлагать ответственность за всю пролитую в советский период кровь?
Вердикт: это не совсем так.
Если верить цифрам, политические репрессии сталинского и ленинского периодов различались масштабом. Например, в Петрограде и Кронштадте в период красного террора (конец августа — осень 1918 года), по оценкам исследователей, было казнено порядка двух тысяч человек. За время Большого террора (июль 1937 — ноябрь 1938 года) только в Ленинграде и области по политическим обвинениям было приговорено к расстрелу 44 479 человек.
Однако если о репрессиях тридцатых годов историки располагают достаточно полными данными, то документы 1917–1922 годов сохранились плохо и фрагментарно. Поэтому можно говорить о ненадежности тех цифр, которыми сегодня располагают историки.
В эпоху Большого террора местные органы НКВД постоянно запрашивали у центра новые лимиты по операциям (то есть просили дать разрешение казнить, лишить свободы или депортировать большее количество людей), во время Гражданской войны репрессии были стихийными и часто происходили без участия руководства. Центральные власти не всегда контролировали ситуацию даже в столицах, и многие расправы с противниками большевиков были самосудом.
Для Ленина политическое насилие было ключевым способом восстановления социальной справедливости. Первоначально он думал, что для подавления сопротивления буржуазии достаточно всеобщего вооружения народа: когда большевики пришли к власти, у Ленина не было планов строить полицейское государство. Но уже в конце ноября он написал Декрет об аресте вождей гражданской войны против революции, по которому были арестованы члены ЦК кадетской партии. Пьяные погромы конца 1917 года продемонстрировали слабость власти большевиков: создание ВЧК и других чрезвычайных органов, как показал историк Цуёси Хасегава, во многом было ответом на эту утрату контроля. Кампания красного террора, санкционированная 5 сентября 1918 года постановлением СНК, также была спровоцирована ощущением слабости советской власти: 30 августа в Петрограде был убит председатель Петроградской ЧК Моисей Урицкий, а в Москве тяжело ранен Ленин. Массовые расстрелы подозреваемых в контрреволюционной деятельности, заложников и просто случайных лиц продолжались после этого несколько недель и, по оценке историка Алтера Литвина, унесли не менее 10 000 жизней. Подписи Ленина под постановлением о красном терроре нет, но он остался вполне доволен кампанией. Выступая перед чекистами 7 ноября 1918 года, Ленин пренебрежительно отозвался о «воплях» интеллигенции об ошибках ЧК, добавив, что чрезвычайные комиссии приближают освобождение масс единственным возможным способом «подавления путем насилия эксплуататоров».
Судя по сохранившимся документам, Ленин был сторонником показательных репрессий, которые могли бы устрашить противников и одновременно воодушевить сторонников большевистского режима. 11 августа 1918 года он отправил телеграмму пензенским коммунистам с требованием «Повесить (непременно повесить, дабы народ видел) не меньше 100 заведомых кулаков, богатеев, кровопийцев. <…> Сделать так, чтобы на сотни верст кругом народ видел, трепетал, знал, кричал: душат и задушат кровопийц кулаков». Помимо показательных расправ над представителями определенной социальной категории, происходили и сплошные репрессии. Например, секретный циркуляр Оргбюро ЦК РКП (б) от 24 января 1919 года предписывал «провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно». Через несколько недель приказ отозвали, но тысячи казаков были убиты.
Бессудные расстрелы и уничтожение целых категорий населения, концлагеря и показательные процессы, преследование реальных и потенциальных политических противников, ограничение гражданских свобод и прав личности справедливо ассоциируются прежде всего со сталинским периодом. Но это стало частью политической жизни России почти сразу после октября 1917 года.
Легенда 8. Ленин носил бревно на субботнике
Несущий бревно Ленин — один из самых распространенных иконографических сюжетов ленинианы. Множество соцреалистических полотен изображали, как немолодой уже руководитель правительства занимался тяжелым физическим трудом. Образ Ленина с бревном просочился и в массовую культуру, породив множество анекдотов, например о поисках ВЧК похищенного у Ленина надувного бревна.
Вердикт: это правда.
В мае 1920 года газета «Правда» сообщила, что председатель Совета народных комиссаров участвовал в субботнике во дворе Московского Кремля: артель из восьми человек переносила на плечах тяжелое бревно. «Ильич вышел в рабочем костюме — какой-то старенький кургузый пиджачок, зеленые брюки и кепка», — писали в газете. «Я тоже житель Кремля, меня это тоже касается», — говорил вождь в ответ на просьбы не переутомляться. Событие было также запечатлено фотографически, хотя карточка получилась нерезкой. Так что нет никаких сомнений в том, что Ленин вместе с курсантами из охраны Кремля действительно участвовал во Всероссийском субботнике 1 мая.
Участие главы правительства в субботнике, очевидно, должно было иметь пропагандистское значение. Весь период военного коммунизма большевики старались решить проблему постоянного падения производительности труда. Голодающие, подчиненные все более жесткой дисциплине рабочие зачастую не могли или не хотели трудиться в полную силу. Одним из методов мобилизации пролетариата были субботники, когда после окончания рабочего дня производился какой-то общественно полезный труд, например строительство детских площадок или ремонт транспорта.
Впрочем, изображался Ленин с бревном не всегда достоверно: так, 40-копеечная марка «В. И. Ленин на коммунистическом субботнике в Кремле», выпущенная 22 апреля 1957 года двухмиллионным тиражом, показывала, как Ленин в одиночку тащит небольшой древесный ствол.
Легенда 9. Ленин умер от сифилиса
Разговоры о том, что причиной болезни и смерти Ленина был сифилис, начались в 1920-х и продолжаются до сих пор.
Вердикт: скорее всего, это неправда.
Владимир Ульянов умер в 18 часов 50 минут 21 января 1924 года «при явлениях паралича дыхательного центра». На следующий день тело исследовали патологоанатомы, обнаружившие «резкие изменения кровеносных сосудов головного мозга и свежее кровоизлияние из сосудов мягкой мозговой оболочки в области четверохолмия, что и послужило ближайшей причиной смерти». Народный комиссар здравоохранения РСФСР Николай Семашко в статье «Что дало вскрытие тела Владимира Ильича» назвал причиной смерти склероз сосудов, который у Ульяновых был наследственным. Ленин часто страдал от бессонницы и нервных головных болей. По утверждению Семашко, «нечеловеческая умственная работа, жизнь в постоянных волнениях и непрерывном беспокойстве привели нашего вождя к преждевременной смерти».
В середине 1990-х хирург, академик РАМН Юрий Лопухин писал, что лечившие Ленина врачи долго не могли определиться с диагнозом и в разное время предписывали лечение от неврастении, сифилиса и вызванного ранениями 1918 года отравления свинцом. Симптомы, как следует из медицинских документов, были сложными и противоречивыми, но лабораторные анализы сифилиса не подтвердили. Лопухин согласился с выводами вскрытия об атеросклерозе как причине смерти (при жизни пациента этот диагноз поставить не удалось).
В политической жизни революционной России слухи о сифилисе могли дискредитировать политических противников, объяснять их кажущееся нелогичным поведение. Так, комиссар Временного правительства в Кронштадте Фома (Томаш) Парчевский писал о том, что лидер местных анархистов Иосиф Блейхман страдал сифилисом мозга. Для Парчевского это было, видимо, самым простым способом объяснить себе и читателям, почему анархисты бросали вызов правительству. Слухи о сифилисе могли серьезно дискредитировать человека. Поэт Владимир Маяковский в 1918 году передавал литератору Максиму Горькому, что «не избил его только потому, что тот стар и болен». Горький якобы был причастен к распространению лживых слухов о Маяковском-сифилитике. Рассказы о том, что Ленин болел сифилисом, вне зависимости от их правдивости подрывали его моральный и политический авторитет.
Легенда 10. Ленин — гриб
Момент появления мифа о том, что Ленин — гриб, точно задокументирован. В январе 1991 года в программе ленинградского телевидения «Пятое колесо» музыкант Сергей Курехин в течение примерно часа излагал журналисту Сергею Шолохову свою версию «тайны Октябрьской революции»: «Вся Октябрьская революция делалась людьми, которые много лет потребляли соответствующие [галлюциногенные] грибы. И грибы в процессе того, как они были потребляемы этими людьми, вытесняли в этих людях их личность, и люди становились грибами. То есть <…> Ленин был грибом».
Вердикт: это неправда.
В речи нашлось место мексиканским наркотическим кактусам, сходству между броневиком и грибницей мухомора, вымышленным рассказам Даниила Хармса и вымышленной переписке между Кларой Цеткин и Розой Люксембург.
Хотя казалось, что это импровизация, Курехин, как рассказывал его биограф Александр Кушнир, тщательно готовился к эфиру. В основу теории легли самиздатские переводы наукообразной эзотерической прозы Карлоса Кастанеды и роман фантаста Филипа Киндреда Дика «Трансмиграция Тимоти Арчера», в котором Иисус Христос был тесно связан с психоделическими грибами. По словам вдовы музыканта Анастасии Курехиной, поводом для выступления стала конспирологическая телепередача, в которой утверждалось, что в 1925 году поэт Сергей Есенин был кем-то убит, а не покончил с собой. Курехин хотел продемонстрировать, что с помощью телевизионной манипуляции «можно доказать все что угодно».
Десакрализация образа Ленина происходила в последние годы существования Советского Союза. В песне сибирской панк-группы «Гражданская оборона» вождь «разложился на плесень и на липовый мед». Советские граждане передавали друг другу не только стишок про валенки и кудрявую голову, но и рассказы о том, что Ленин болел сифилисом и получал деньги от германского Генштаба. Еще в годы застоя Сергей Курехин коллекционировал книги консервативных русских философов, а в середине девяностых вступил в крайне правую Национал-большевистскую партию (деятельность организации запрещена на территории Российской Федерации), поэтому низвержение советского лидера, видимо, имело для него и политический смысл. Но эффект его иконоборческой речи был прежде всего освобождающим. Актер Константин Райкин так оценивал потом передачу о микологической природе Ленина: «…ведь как здорово, что можно посмеяться над тем, что нам кажется незыблемым. Вот это поразительно, в этом и есть ощущение воздуха свободы».