Романтичный и вместе с тем неприступный тенор стал идолом мечтательных натур. Общество Серебряного века изобиловало великолепными мужчинами, но даже в таких обстоятельствах Собинов стоял особняком, не давая своей популярностью покоя даже легендарному Шаляпину.
Лучший певец среди юристов
Леонид Собинов рос в состоятельной семье ярославского купца. Никто из пятерых детей не получал специального музыкального образования, поэтому тянущийся к искусству Леонид самостоятельно осваивал гитару. Но отец не приветствовал увлечение сына и в посты запирал инструмент под ключ. В гимназическом хоре мальчик занимался с особым рвением. Ближе к совершеннолетию его голос стал выделяться на фоне сверстников.
Первым триумфом Собинова стало выступление в благотворительном вечере, когда ему по счастливой случайности пришлось заменить приболевшего солиста. После гимназии Леонид стал студентом юрфака Московского университета и продолжал петь в хоре. Как-то университетский хор пригласили поучаствовать в постановке Филармонического училища, и вскоре основатель заведения Шостаковский предложил Собинову бесплатный курс обучения. После первых экзаменов Леонида перевели сразу на 3 курс. И вскоре он уже исполнял небольшие партии в итальянской опере, а затем и Арлекина в «Паяцах».
Юридическое образование Собинов тоже не оставил. Успешно окончив университет, отправился служить юнкером Московского пехотного училища. На первой должности помощника присяжного поверенного в компании легендарного Плевако Леонид провел свыше 70 дел, работая днем и ночью. Натура брала свое, и он нашел музыкальный кружок даже при судебной инстанции. На выпускном экзамене Филармонического училища Собинову поставили 5 с плюсом, а присутствовавший дирижер Большого театра пригласил юношу на прослушивание. Так, едва получив корочку о музыкальном образовании, Леонид Собинов пел на сцене Большого театра. Ему сразу предложили контракт с условием совмещения работы в театре со службой юриста. Собинов долго не мог определиться с основной профессиональной стезей. Но когда на одном из судебных заседаний судья спросил у Собинова: «Что вы, соловей, нам споете?», все решилось само собой. В 1899-м успешный юрист оставил адвокатское ремесло и решил жить музыкой.
Поначалу манера исполнения Собинова, отличавшаяся от традиционной, вызывала критику среди театрального руководства. Но очень скоро образ Леонида стал оперной классикой. Он одинаково успешно исполнял десятки ведущих ролей, много гастролировал, покоряя публику Ла Скалы, театров Монте-Карло, Мадрида, Берлина, Парижа. В Первую мировую Леонид Собинов гастролировал с благотворительными концертами по Волге. Собранные средства он передавал раненым и на военные нужды. В 1917-м наотрез отказался эмигрировать и продолжил деятельность на Родине. Став комиссаром Большого театра, продолжал давать частые концерты по России и за рубежом под рукоплескания переполненных залов.
Как адвокат Плевако предсказал Собинову будущее
Однажды Федор Плевако устроил в своем доме благотворительный концерт. Объявляя очередного выступающего, он заявил, что сейчас выйдет не солист театра, а всего лишь юрист-помощник. И дальше несправедливо пошутил, что ценит его только за голос, потому как дела Собинов проигрывает. «Вот обозлюсь и прогоню в оперу», - парировал начальник ради красного словца. На самом деле его помощник Собинов делал регулярные успехи в юридической практике. Одно из громких дел, грамотно завершенных Собиновым, - гибель двух извозчиков, раздавленных на разгрузке вагонов.
Иск подали их жены крестьянки, и Собинову пришлось продемонстрировать отличное знание гражданского права. Владельцы Московско-Брестской железной дороги подключили множество солидных связей, уходя от ответственности. Однако Леонид Витальевич выиграл процесс и добился возбуждения уголовного дела.
Но несмотря на все успехи, опера победила. Шутка Плевако оказалась пророческой. С той лишь разницей, что прогонять будущую звезду не пришлось. Собинов ушёл сам.
Гонорарные гонки с Шаляпиным
В первые же месяцы работы в Большом театре обаятельный тенор с колдовским голосом и аристократичными манерами покорил публику. Собинов быстро оброс толпой поклонниц и поклонников, которых стали называть собинистами. Его популярность множилась с каждым выходом на сцену. Очередное окончание контракта всегда крайне беспокоило дирекцию Большого. По природе не алчный, не нуждающийся и щедрый Собинов возводил размер гонорара в принципиальную плоскость. Для него это было скорее вопросом самолюбия и профессионального самоуважения. Собинов в рекордные сроки обогнал по доходам абсолютно всех оперных исполнителей Москвы и Петербурга. Больше Леонида Витальевича зарабатывал в России только Шаляпин. Причем последний живо и с интересом следил за неприлично растущими гонорарами коллеги. Этот процесс превратился в азартную игру.
Как только ярославскому тенору прибавляли оплату выступлений, честолюбивый бас сразу требовал больше для себя. Руководство Большого театра дорожило своими звездами. Ничего другого не оставалось, как услужливо потакать капризам и находить финансовые возможности удовлетворения гонорарной гонки. В результате этих извечных соревнований недовольными своими финансовыми поощрениями оставались оба – и Леонид Витальевич, и Фёдор Иванович. Оба певца регулярно подрабатывали на стороне, часто за рубежом. По части заграничных гастролей особенно преуспевал Шаляпин. Об этом соперничестве знали все посвященные, освятил эту тему и Иван Бунин. В своем очерке «Шаляпин» он писал, что Федор дружит с писателями, чтобы насолить Собинову, соперничающему с ним в славе.