В эпической поэме финляндского поэта Йохана Людвига Рунеберга женщина со звучным именем Лотта Свярд (Lotta Svärd, фамилия в переводе со шведского означает «меч») в годы русско-шведской войны 1808−1809 годов, потеряв мужа в бою, осталась с войсками и помогала солдатам переносить тяготы боевых действий: перевязывала раны, возилась на кухне и всячески поддерживала боевой дух защитников отечества.
По примеру этого литературного персонажа многие женщины во время финской гражданской войны в муниципалитетах, поддерживавших Сенат, добровольно помогали солдатам: несли службу в госпиталях, решали организационные задачи, были связными. Большинство из них не брали в руки оружие. Так зародилось крупное общественное женское движение, без которого нельзя себе представить историю Финляндии межвоенного периода.
Гражданская война в Финляндии — рождение организации
Первая половина 1918 года стала определяющим периодом в истории молодого финляндского государства. На поле брани схлестнулись «белые» и «красные», и вплоть до весны не было ясно, кто победит. Война заставила общество мобилизовать ресурсы по обе стороны баррикад — поэтому женщины стали чаще и чаще появляться в расположениях частей. Около двух тысяч представительниц слабого пола отстаивали свои убеждения с оружием в руках. Однако большинство не имело непосредственного отношения к убийствам соотечественников и обустраивали быт в тылу или же несли сестринскую службу в госпиталях. «Только становясь рациональными, мы могли сдерживать свои чувства. Окровавленные, запачканные головы, полуоткрытые глаза, отражающие ужас, рты с ужасно искривленными улыбками […] - лишь снотворное могло избавить от этих воспоминаний на последующие ночи».
Инициатива создания женских вспомогательных организаций принадлежала местным администрациям, однако они оставались в оперативном подчинении командования шюцкора. После войны военные выступили с инициативой слияния мелких женских объединений в единый организм, призванный охватить всю страну. Так, в августе 1919 года, «Лотта Свярд» появилась как составная часть шюцкора, а спустя год — отдельная общественная организация. Несмотря на самостоятельность, женское объединение на первом этапе своего существования поддерживало тесные контакты с Охранным корпусом, что было закреплено в уставе: «Основная миссия «Лотта Свярд» — поддерживать и укреплять идеологию шюцкора и помогать ему в защите веры и отечества».
Межвоенный период: «Лотта Свярд» и финские фашисты
«Лотта Свярд» в межвоенный период стала самой авторитетной женской организацией, в которой состояли десятки тысяч членов. Объединение имело свою символику, униформу и устав. Структура «Лотта Свярд» во многом напоминало военную — руководство организацией осуществляло Центральное Бюро, избираемое на периодически собиравшемся общем съезде, а его председателем был главнокомандующий финской армией. На общем собрании избирался руководитель, становившийся «первым среди равных».
Во всех городах и весях Финляндии были организованы ячейки, которые имели большую автономию во внутренних делах. Они разделялись на различные подкомитеты: социальной поддержки, сбор средств, обеспечение оборудованием и так далее. Каждая «новообращённая» «лотта», исходя из личных качеств и умений, приписывалась к определённому подкомитету. Помимо «взрослой» организации существовало детское отделение, объединявшее девочек с 8 до 16 лет.
В первое десятилетие существования «Лотты Свярд» на посту руководителя организации сменилось около 10 женщин, что привело членов общества к мысли о том, что постоянный лидер — лучшее решение. Это подтверждалась и турбулентным состоянием финской политики — правительства сменяли друг друга чрезвычайно часто, что не способствовало стабильности молодой республики. В этих условиях в 1929 году на пост постоянного руководителя «Лотты Свярд» была избрана Фанни Луукконен, остававшаяся во главе организации до её роспуска.
Луукконен активно участвовала в гражданской войне, служа в тылу шюцкора, а после победы белых сразу вступила в «Лотту Свярд», став практически сразу окружным руководителем сортавальской ячейки. К своей общественной деятельности Фанни относилась так же, как к основной работе — по образованию она была учителем. Поэтому особую роль она уделяла идеологическому воспитанию членов «Лотты Свярд». В 1936 году, выступая в Выборге, она ёмко обозначила этот акцент: «Ядром нашей работы является любовь к той стране, в которой мы живем, иными словами патриотизм. Холодность в отношении к родине, бездушие и, как следствие, действия, направленные против родины, не раз были сурово наказаны в истории народов. С отрицательного отношения к родине начинается путь к концу нации».
По политической окраске «Лотта Свярд» была крайне правой организацией — руководство общества тесно взаимодействовало с фашистским «движением Лапуа», которое в 1932 году было реорганизовано в политическую партию — «Патриотическое народное движение». Многие «лотты» состояли в этой партии, а настоящим связующим звеном между организациями стала Хилья Риипинен, «свирепая Хилья», «верховная жрица» ПНД. Несмотря на то, что из-за разногласий с Луукконен она покинула «Лотта Свярд» в 1936 году, спустя три года, в связи с началом советско-финской войны, она восстановила членство в организации.
Женщины на войне — Зимней и Второй Мировой
Несмотря на упор на практическую подготовку «лотт», организация оказалась не готова к разразившейся в 1939 году Зимней войне. Профессиональная подготовка девушек к несению тягот тыловой и прифронтовой жизни оставляла желать лучшего, а количество задач, ставившихся в условиях войны, не могла сравниться даже с самыми тяжёлыми учениями. Тем не менее, «Лотта Свярд» сыграла свою роль в успешном сопротивлении финнов. Женщины помогали возводить укрепления на Карельском перешейке, служили в госпиталях, наблюдали за небом и осуществляли доставку медикаментов и боеприпасов на линию фронта. Всего в зоне боевых действий оказались около 13 тысяч «лотт», ещё 50 тысяч денно и нощно работали в тылу, а оставшиеся члены организации совмещали свою работу с волонтёрством. После Московского мирного договора больше количество женщин из «Лотта Свярд» помогала финским беженцам, эвакуировавшимся из занятых Советским Союзом территорий.
Зимняя война, тем не менее, показала эффективность «Лотты Свярд» в выполнении вспомогательных функций — поэтому в самом начале Войны Продолжения организация была передана в оперативное подчинение финских сил самообороны. В 1941 году было зафиксировано максимальное количество членов общества — 232 тысячи женщин самоотверженно помогали своим солдатам на фронте и в тылу. Роль «Лотта Свярд» в войне с Советским Союзом высоко ценилась не только в Финляндии, но и в Германии — в 1943 году Фанни Луукконен получила из рук Адольфа Гитлера орден Германского Орла.
Всего с 1939 по 1944 год в тылу и на фронте погибло около 300 «лотт». Несмотря на то, что к концу войны положение финских войск оставляло желать лучшего, руководители организации не решились выдавать женщинам оружие и отправлять их на фронт, как того требовали наиболее радикальные военные и общественные деятели. Деятельность «Лотта Свярд», по заключению современных исследователей, позволила высвободить около 20 тысяч финнов для службы на фронте.
Роспуск организации и память
В сентябре 1944 года Финляндия вышла из Второй Мировой войны, подписав перемирия с союзниками. Тогда же в Хельсинки начала работу Союзная контрольная комиссия под руководством Андрея Жданова. По её требованию «Лотта Свярд», как организация ультраправого толка, наряду с Патриотическим Народным Движением и «Карельским Академическим Обществом» была расформирована. Средства, остававшиеся на счетах организации, были оперативно переведены в созданный за несколько недель до ликвидации «Финский фонд помощи женщинам», который в 2004 году, в знак памяти о своих корнях, был переименован в «Фонд Лотты Свярд». Несмотря на ликвидацию организации, Фанни Луукконен была награждена Маннергеймом орденом Креста Свободы 1-й степени.
В послевоенное время, в связи с противоречивой репутацией организации, «лотты» подвергались нещадной критике — в основном из-за их связей с фашистскими финскими организациями. Однако уже в 80-е годы память о женских военных подвигах начала возвращаться — в городах появлялись тематические музеи и памятники. Окончательная реабилитация движения состоялась в сентябре 1991 года, когда отмечалось семидесятилетие «Лотты Свярд». На мероприятии присутствовали крупные государственные чиновники, в том числе и премьер-министр Эско Ахо.
Здравый смысл победил — ведь важнее не политическая окраска, а подвиг, который совершили женщины во времена страшных и разрушительных войн, постигших Финляндию в 30-е и 40-е годы XX века. И, как героиня стихов Рунеберга, женщины переносили все тяготы на поле брани вместе с мужчинами:
Верно и смело за армией следовала,
Повсюду, где маршем проходили полки,
Где выстрелы били, а пуля преследовала,
Не отставала она всему вопреки.