Тур по России
«Мадонна делла Лоджия», одна из самых обсуждаемых работ Сандро Боттичелли, покинет родной Уффици и отправится в тур по России с тремя этапами:
- с 4 по 5 сентября "Мадонна" уже посетила Восточный экономический форум во Владивостоке,
- с 8 сентября по 6 ноября она будет представлена в Приморской государственной галерее (также во Владивостоке),
- и, наконец, с 17 ноября 2019 года по 16 февраля 2020 года «Мадонну» можно увидеть в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Мадонна восходит к периоду, когда Боттичелли, будучи юношей, покинул мастерскую Филиппо Липпи (около 1467 г.) и перешел в мастерскую к Андреа дель Верроккьо, другому великому мастеру, который сыграл важную роль в его обучении.
Влияние Липпи
Фра Филиппо Липпи — флорентийский живописец, один из виднейших мастеров раннего итальянского Возрождения. Художественный стиль Липпи стал фундаментом для начала творчества самого Боттичелли, проявляясь даже в поздних работах ученика. Липпи научил Боттичелли технике росписи по панелям и фрескам, научил его навыкам владения линейной перспективой. Стилистически Боттичелли приобрел у Липпи набор типов и композиций, фантазию в написании изящных костюмов, чувство формы и пристрастие к бледным оттенкам, которые заметны даже после того, как Боттичелли разработал свои собственные цветовые схемы. Работа Боттичелли с Фра Филиппо дала ему отличные контакты. Его наставник пользовался покровительством таких ведущих семей Флоренции как Медичи. Впоследствии Боттичелли почти всю свою жизнь проработал с семьей Медичи и их близким кругом, для которых он написал многие амбициозные светские картины (например, «Примавера»).
Работа с Антонио Поллайуоло и Андреа дель Верроккьо
После завершения работы в мастерской Липпи, Боттичелли начал работу над улучшением мягкого, хрупкого фигурального стиля, которому он научился у своего учителя. С этой целью он приступил к изучению стилей Антонио Поллайуоло и Андреа дель Верроккьо, ведущих флорентийских художников 1460-х годов. Антонио дель Поллайоло — флорентийский живописец, скульптор, ювелир и гравёр. Представитель флорентийской школы позднего кватроченто. Под их влиянием Боттичелли создал первые скульптурные фигуры. Он также заменил деликатный подход Липпи крепким и энергичным натурализмом, определяемым в то время эталоном идеальной красоты (это он перенял от Верроккьо). Флорентийский скульптор, художник и ювелир Андреа дель Верроккьо — знаковый мастер эпохи флорентийского Возрождения, который стоит в одном ряду с Донателло и Микеланджело.
Навыки, полученные от лучших мастеров Флоренции, не прошли даром: уже к 1470 году Боттичелли стал независимым мастером и владельцем своей мастерской. Поглощенный своим искусством, он никогда не был женат и жил со своей семьей.
Герои и сюжет
Главными героями работы «Мадонна делла Лоджия» являются Мария и Младенец Иисус (которые также являются героями многих других работ Боттичелли), изображенные под лоджией.
Младенец Иисус нежно обнимает Марию, которая придерживает свое Дитя на коленях. Картина источает нежное чувство близости матери и ребенка. Но есть и некоторая тревожность: Мария кажется задумчивой, предвосхищая болезненную судьбу, которая ожидает Иисуса.
Наряду с более известными работами, его мастерская в этот период была самым популярным поставщиком Мадонн для частных и публичных заказчиков Флоренции. В искусстве Ботичелли Дева Мария всегда представляет высокую статную фигуру, одетую в простую мантию, украшенную аксессуарами. Практически всегда его Мадонны имеют задумчивое настроение и внутреннюю тревожность.
Лоджия
Сцена происходит в стиле ренессансной лоджии, названной в честь этой работы. На заднем плане - за аркой - можно увидеть дорогу, уходящую за горизонт: эта тенденция «окна в мир» характерна для эпохи Возрождения. Задний план украшает живописный деревенский горный пейзаж и облачное небо. А вот сама сцена с изображением ребенка была новым явлением в итальянском искусстве конца XV века. Цвета, используемые в композиции, очень яркие и решительные, очень напоминающие оттенки в творчестве учителя Ботичелли - Антонио дель Поллайоло.
Символика
На картине есть ряд ключевых атрибутов, которые определяют символику картины.
Одним из самых значительных символов является поза, в которой Мадонна держит Иисуса. Ее руки символизируют твердость, уверенность и любовь к ребенку. Вторым важным элементом является взгляд Марии вниз и может быть интерпретирован как любовь к человечеству в целом, ко всем своим детям.
Еще один четкий аспект этой картины можно найти в структуре столбов. Столбы относятся к греко-римский архитектуре. В религиозном контексте они являются атрибутом прочных основ христианской веры и крепких опор, на которых она построена.
«Умиление»
В своей работе художник использует древнюю византийскую иконографию, известную как Glikophilousa («сладко любящая» или «сладкое лобзание»; в русской традиции чаще «Елеуса» – «Умиление»). И не случайно: это самый эмоциональный и интимный тип изображения Марии из всех существующих, который был также чрезвычайно широко распространен в скульптуре и живописи кватроченто.
Самым ярким и известным образцом «умиления» является Владимирская икона Божией матери, датируемая тринадцатым веком - одна из самых почитаемых и известных православных икон в мире. Новшеством здесь является мотив лоджии, который создает плоскость фигур.
Сандро Боттичелли написал свою «Мадонну» в возрасте 22 лет. Это была последняя работа под покровительством бывшего монаха Липпи и первая картина, с которой началось возрождение особого поэтического стиля изображения людей, ставший в результате визитной карточной художника. «Мадонна делла Лоджия» станет основой для дальнейшей работы Боттичелли, в которую войдут такие работы, как «Мадонна с младенцем и ангелом» (1470), «Мадонна с морем» (1477) и «Мадонна с книгой» (1483).