Что такое малинчизм?
Королевская испанская академия определяет этот образованный от имени термин как «привязанность ко всему иностранному в сочетании с презрением к своему». Мексиканцы понимают малинчизм как предательство родины.
События той далекой эпохи, когда испанская экспедиция под началом Эрнандо Кортеса начала завоевание Мексики, отложились в памяти народа, будучи накрепко связанными с именем Малинче. И эта тесная связь сохраняется уже 500 лет – с 1519 года.
«Это жестоко...»
Малинче, побывавшая последовательно дочерью одного из индейских вождей, рабыней, затем наложницей Кортеса и, наконец, его переводчицей и даже помощницей, превратилась в символ эпохи. И он зачастую проникает из коллективного народного сознания даже в исторические исследования.
«Ее нередко считают виновницей всех национальных несчастий и всех проигранных битв, – замечает мексиканский историк Хосе Антонио Флорес Фарфан. – Это слишком жестоко… такой подход игнорирует всю сложность истории».
Выброшенная принцесса
Точных сведений о происхождении Малинче нет. Летописец Берналь Диас дель Кастильо, сопровождавший Эрнандо Кортеса, упоминает, что ее родители были «сеньорами» одного из селений. Скорее всего, Малинче была дочерью местного касика (вождя). На языке науатль, на котором говорили ацтеки, ее имя звучало как Малинели или Малинцин. Первые годы жизни она провела, по-видимому, близ современного города Коацакоалькос (штат Веракрус).
Отец девочки умер, когда она была еще ребенком, и мать Малинче вторично вышла замуж. В новом браке родился сын.
Вскоре Малинче была отдана в рабство – неясно, в качестве выплаты дани или же чтобы не ущемлять наследственные права мальчика. О законах наследования у ацтеков известно мало, и имеющаяся в распоряжении историков информация весьма противоречива и запутанна. Берналь Диас рассказывает историю о том, как ночью втайне девушку отдали нескольким индейцам, а затем объявили, что она умерла. Однако достоверность излагаемых Диасом историй нередко сомнительна.
На рынке города Шикаланго Малинче была продана в качестве рабыни. В конце концов, она стала принадлежать касику области Табаско. Вскоре в Табаско пришли испанцы.
Подарок
В сражении под Сентлой войска Кортеса разбили местных индейцев. В марте 1519 года правитель Табаско, желая задобрить победителя, поднес ему богатые дары, в числе которых было 20 женщин, и среди них – Малинче.
Испанцы практиковали содержание наложниц (эта довольно широко распространенный вид внебрачного союза назывался «баррагания»), но эти женщины должны были быть христианками. Поэтому Малинче, которую Кортес сначала отдал одному из офицеров, была сразу крещена и получила имя Марина.
Однако вскоре выяснилось, что молодая женщина свободно владеет языком науатль, использовавшемся для межплеменного общения по всей Мексике, а также языком майя. Это сразу подняло ее ценность в глазах предводителя захватчиков. Марина стала одной из наложниц самого Кортеса, родила от него сына. По-испански она научилась говорить, как свидетельствует Диас, «в немногие дни».
«Донья Марина»
Как испанские хронисты того времени, так и сложившиеся в народе легенды единодушно утверждают, что Марина очень скоро заняла высокий для представительницы коренного населения статус. Об уважении, которого она сумела добиться, свидетельствует тот факт, что называть ее просто по имени перестали, она сделалась доньей (госпожой) Мариной.
«Она повелевала индейцами повсюду... Без доньи Марины мы не могли бы понять язык Новой Испании и Мексики», – утверждает Берналь Диас, считавший ее женщиной «бестрепетной». Ее положение явно выходило за рамки простого перевода при общении с эмиссарами различных племен. Тот же Диас упоминал, что донья Марина «весьма ловко ведет дела» при переговорах. Если он и преувеличил ее значение, то вряд ли намного.
Она всюду сопровождала Кортеса, участвовала во всех дипломатических мероприятиях, и это, разумеется, не осталось незамеченным: конкистадор получил прозвище по имени своей наложницы и помощницы – сеньор Малинче.
Предательница
Зная о междоусобицах, раздиравших племена на территории Мексики, Кортес охотно ими пользовался при всяком удобном случае. Так, для борьбы с ацтеками он вступил в союзнические отношения с тотонаками, а также стремился использовать в своих интересах небольшое государство Тласкала, враждовавшее с ацтеками. Тласкаланцы, в свою очередь, были не прочь поработить ацтеков с помощью испанцев.
После нескольких стычек правители Тласкалы, получив представление о силе испанских войск, согласились стать союзниками Кортеса. Однако, как утверждают испанские хронисты, они приняли посольство и от ацтекского императора Монтесумы II, что и послужило причиной трагедии, разыгравшейся в главном городе Тласкалы Чолуле. Впрочем, хитрый Кортес вполне мог спровоцировать жестокую расправу испанцев над жителями Чолулы, обвинив правителей в заговоре и уничтожив всю высшую знать Тласкалы.
В этой трагической истории не последнюю роль, по-видимому, сыграла и Марина. Диас рассказывает о том, как она, войдя в доверие к одной знатной пожилой женщине, узнала подробности заговора и, естественно, передала полученную информацию Кортесу.
Возможно, в истории расправы в Чолуле, где погибло около 6 тысяч человек, все было сложнее, но так или иначе донья Марина поучаствовала в ней. И еще много смертей до падения империи ацтеков связывают с именем Малинче, которая «предала свою собственную кровь».
А нужно ли ей оправдание?
С 1960-х годов феминистские движения, преследуя свои цели, вспомнили о Малинче и начали бурно призывать к пересмотру роли, которую она сыграла в испанском завоевании. Донью Марину представили как жертву, женщину, отвергнутую семьей из-за ее пола, порабощенную, опозоренную и передававшуюся «из рук в руки», пока ею не завладели испанцы.
В сознании большинства мексиканцев она продолжает оставаться предательницей своего народа, которой нет никаких оправданий. Подогревает тему и тот факт, что Марина служила Кортесу не только как переводчик, дипломат и советник, но и в качестве наложницы. Ее сын Мартин Кортес – первый метис-мексиканец, известный по имени и фамилии. Сам же завоеватель Мексики о ней никогда и нигде не упоминал.
Некоторые полагают, что поступки Малинче вообще якобы не содержат в себе ничего из ряда вон выходящего: предательство было нормой эпохи не только для отдельных людей, но и для целых племен.
Скорее всего, она просто всеми силами стремилась избежать незавидной участи индейской женщины, рабыни, к тому же оказавшейся в руках иноземных завоевателей, и ухватилась за выпавший ей шанс повысить свой статус. Но это, конечно, не может служить оправданием – ведь история знает и противоположные примеры.