Лютер прославился как лидер Реформации, подняв свой голос против индульгенций, практики в римском католицизме, в которой духовенство прощало грехи людей в обмен на деньги. Есть много интересных инцидентов в жизни Мартина Лютера, включая момент с его похищением, дабы обеспечить ему безопасность. Кроме того, есть поразительное сходство между Лютером и святым, в честь которого он был назван. А ещё было удивительное пророчество другого революционного монаха, предсказавшего успех Лютера в его стремлении реформировать христианство.
1. Гроза изменила его судьбу
В 1505 году Мартин Лютер получил степень магистра в Эрфуртском университете. Теперь он имел право заниматься одной из трёх «высших» дисциплин: юриспруденцией, медициной или теологией. Поскольку его отец хотел, чтобы он стал адвокатом, он поступил на юридический факультет. Примерно в это же время произошёл случай, изменивший ход жизни Лютера. Возвращаясь в университет после поездки домой, он попал в сильную грозу недалеко от деревни Стотернхайм и был почти поражён молнией. Погода так напугала его, что Лютер закричал Святой Анне: «Спаси меня, св. Анна, а я стану монахом!». Когда ему удалось благополучно сбежать, Мартин решил выполнить своё обещание. Многие историки, однако, считают, что этот инцидент был лишь катализатором, и идея стать монахом уже была сформулирована в уме Лютера. Более того, его друзья полагали, что недавняя смерть двух друзей также могла сыграть определённую роль в том, что он стал монахом.
2. Девяносто пять тезисов
В 1516 году Альбрехт фон Бранденбург, архиепископ Майнца, который был глубоко в долгах, получил разрешение от Папы Льва X провести продажу особой пленарной индульгенции, которая давала бы отпущение временного наказания за грех. В ответ на это 31 октября 1517 года Мартин Лютер написал письмо Альберту Бранденбургскому, в котором приложил копию своего «диспута Мартина Лютера о силе и действенности индульгенций», ставшего впоследствии известным как Девяносто пять тезисов. Согласно популярной легенде, Лютер прибил копию своих девяносто пяти тезисов к двери церкви Виттенбергского замка. Тем не менее, многие учёные теперь считают, что он не прибивал тезисы, а скорее повесил их, как это было принято, чтобы начать академическую дискуссию о своей работе. Как бы то ни было, 31 октября 1517 года, день, когда он совершил этот акт, считается началом протестантской Реформации, а 31 октября ежегодно отмечается как День Реформации.
3. Печатная пресса
Учение Мартина Лютера распространилось, как лесной пожар, по всей Германии и за рубежом, поскольку оно обращалось к простым людям, которые были сыты по горло коррумпированными практиками католической церкви. Однако это стало возможным в первую очередь благодаря изобретению печатного станка Иоганном Гутенбергом в 1440 году. С помощью печатного станка Лютер начал печатать брошюры, которые печатались всего за один день и занимали от шестнадцати до восемнадцати страниц. Его первая немецкая брошюра была напечатана в 1518 году и была известна как «Проповедь об индульгенциях и благодати». Из-за скорости печатного станка, по крайней мере четырнадцать тысяч экземпляров проповеди были напечатаны в один год. Это позволило Лютеру распространить своё послание далеко и широко. Фактически, за первые десять лет реформационного движения было напечатано около шести миллионов брошюр. Удивительно, но целых двадцать пять процентов из них были написаны Мартином Лютером.
4. Лютер был похищен
15 июня 1520 года Папа Лев X издал публичный указ, который предупреждал Мартина Лютера, что он рискует быть отлученным от церкви, если не отречётся от сорока одного приговора, взятых из его сочинений в течение шестидесяти дней. Лютер вместо этого публично поджёг декрет 10 декабря. Таким образом, он был отлучен от церкви Папой 3 января 1521 года. Затем, 18 апреля, строптивый и справедливый монах появился на заседании Сейма (ассамблеи) Священной Римской Империи, состоявшемся в Вормсе, Германия. На Вормсском рейхстаге (Диета Червей) Лютера снова попросили отречься от своих писаний. Однако, он подчеркнул, что будет поколеблен только разумом или если это будет написано иначе в Священном Писании. Лютер закончил своё свидетельство вызывающим заявлением: «Вот я стою. Боже, помоги мне. Я не могу поступить иначе». Учитывая напряжённую ситуацию, защитник Лютера, Фридрих Мудрый, понял, что его нужно спрятать, пока напряжённость с Церковью не спадёт. Поэтому он приказал группе рыцарей «похитить» Лютера, который затем был доставлен в замок в Эйзенахе, где он скрывался в течение десяти месяцев.
5. Предшественники
Попытки подавить Лютера и его последователей римско-католическими правителями оказались безуспешными, и в течение двух лет стало очевидно, что движение за реформу было очень сильным. В мае 1522 года Лютер вернулся в церковь Виттенбергского замка в Эйзенахе. К этому времени Реформация приобрела более политический характер, и другие реформаторы, в том числе Томас Мюнцер, Халдрих Цвингли и Мартин Бюсер, собрали массу последователей. Благодаря этому, после 1522 года, Мартин стал несколько менее влиятельным лидером движения. Кроме того, следует отметить, что у него было несколько предшественников, которые также недвусмысленно критиковали коррупционные практики римского католицизма. Джон Уиклифф и Ян Гус были самыми известными из этих критиков. Уиклифф был английским интеллектуалом, учёным и теологом. Он критиковал церковную практику индульгенций, а также показные церемонии и пышный образ жизни духовенства. Ян Гус был чешским священником, который также критиковал учение Церкви, произнося проповедь в своей собственной церкви. Он был казнён в 1415 году за своё восстание. Его работа, однако, привела к движению под названием Гуситы - до-протестантское христианское движение против Римско-Католической Церкви.
6. Его брак с бывшей монахиней создал огромный скандал
Катарина фон Бора провела свою раннюю жизнь в монастырских школах, а затем стала монахиней. Однако после нескольких лет религиозной жизни она стала недовольна своей жизнью в монастыре и вместо этого заинтересовалась движением Реформации. Катарина вступила в сговор с другими заинтересованными монахинями и написала Мартину с просьбой о помощи. В канун Пасхи 1523 года Лютер послал Леонарда Коппе, торговца, который регулярно доставлял сельдь в монастырь, чтобы помочь монахиням бежать. Они сделали это, спрятавшись среди бочек с рыбой в его крытом фургоне. В течение двух лет Мартин устраивал дома, браки или работу для всех сбежавших монахинь, кроме Катарины, которая настаивала на том, чтобы выйти замуж за самого Мартина. 13 июня 1525 года Мартин Лютер женился на Катарине фон Бора. Это вызвало огромный скандал среди католиков и в то же время позволило другим священнослужителям в лютеранских церквях жениться. У пары родилось шестеро детей. Катарина считается влиятельным членом протестантского движения, поскольку она помогла определить протестантскую семейную жизнь и установить тон для браков духовенства.
7. Антисемитские взгляды
Одними из наиболее тревожных аспектов учения Мартина Лютера являются его глубоко антисемитские взгляды. В своё время он был более мягким и даже критиковал Католическую Церковь за её жестокое обращение с евреями. Со временем, однако, он стал гораздо более агрессивным и резким по отношению к евреям. Мартин утверждал, что иудаизм был ложной религией, и он также известен тем, что сказал: «еврейское сердце так же твердо, как палка, камень, железо, как дьявол». Его жестокие фантазии и оскорбительная риторика с каждым годом становились всё более опасными. Основные труды Лютера о евреях включали «О евреях и их лжи» и «Vom Schem Hamphoras und vom Geschlecht Christi» (о святом имени и происхождении Христа). Обе эти работы были опубликованы в 1543 году, всего за три года до его смерти. В этих работах Лютер утверждал, что евреи больше не были избранными, а были «народом дьявола». Более того, он даже использовал жестокие, оскорбительные выражения, чтобы ссылаться на евреев в этих текстах.
8. Его назвали в честь святого
Святой Мартин Турский был солдатом в римской армии в IV веке, который отказался убивать людей, потому что он сказал, что это противоречит христианству. Он сделал это как раз перед битвой в галльских провинциях при Борбетомаге (ныне Вормс, Германия). Впоследствии его обвинили в трусости и посадили в тюрьму. В конце концов, он был освобождён и решил стать монахом. Святой Мартин стал одним из самых известных христианских святых в западной традиции. Мартин Лютер был назван в честь Святого Мартина, поскольку он был крещён в День Святого Мартина (11 ноября). Сходство между Мартином Турским и святым Мартином поразительно, поскольку оба оставили другой путь, чтобы стать монахами. Более того, Мартин Турский устроил свой протест в городе Вормс, там же, где проходила знаменитая Диета Червей Лютера.
9. Его имя носил один из величайших лидеров ХХ века
В 1934 году Майкл Дж. Кинг, пастор из Атланты в американском штате Джорджия, отправился в Германию. Посещая места, связанные с Мартином Лютером, он был настолько вдохновлён Лютером и историей Реформации, что решил изменить своё имя на Мартин Лютер Кинг. Следовательно, он также изменил имя своего пятилетнего сына на Мартина Лютера Кинга младшего. Как мы все знаем, Мартин Лютер Кинг-младший стал одним из самых известных лидеров XX века. Он боролся против дискриминации афроамериканцев в Соединенных Штатах и был самым видным лидером американского движения «За гражданские права». Он организовал и возглавил множество маршей за избирательное право чернокожих, десегрегацию, трудовые права и другие основные гражданские права. Его усилия принесли свои плоды, когда были приняты «Закон о гражданских правах 1964 года» и «Закон об избирательных правах 1965 года», и большинство из этих прав были введены в законную силу. 14 октября 1964 года Кинг получил Нобелевскую премию мира за руководство ненасильственным сопротивлением расовым предрассудкам в США. В возрасте тридцати пяти лет он был самым молодым получателем премии в то время.
10. Пророчество
Ян Гус, чьё имя буквально означает «Гусь» на чешском языке, был чешским священником, который был важной фигурой в Богемской Реформации, движении против католической церкви, которое предшествовало протестантской Реформации. За выступление против церкви Гус был отлучён от неё и сожжён на костре 6 июля 1415 года. Перед самым сожжением он сказал: «Сейчас вы сожжёте гуся, но через столетие у вас будет лебедь, которого вы не сможете ни зажарить, ни сварить». Почти ровно столетие спустя (сто два года), 31 октября 1517 года, Мартин Лютер вывесил свои девяносто пять тезисов на двери Замковой церкви в Виттенберге, положив начало протестантской Реформации. Таким образом, многие считают, что пророчество Яна Гуса сбылось. Более того, Мартин Лютер находился под сильным влиянием учения Гуса и называл себя лебедем, о котором Гус пророчествовал. На похоронах Лютера в 1546 году это пророчество было упомянуто в проповеди. Кроме того, благодаря пророчеству Яна Гуса лебедь стал популярным символом, связанным с Мартином Лютером, и поэтому его часто можно увидеть в Лютеранском искусстве.