Маскарадные, ритуальные и погребальные: маски народов мира
621
просмотров
Под маской легко остаться неузнанным, проще перевоплотиться, выдать себя за другого человека, а то и иную сущность, произвести на окружающих незабываемое впечатление.

Неудивительно, что маски играют и продолжают играть важную роль в культуре разных народов мира.

Лики сибирских шаманов

Шаманы народов Сибири — мастера превращений. С виду обычный, почти ничем не примечательный человек, облачившись в традиционные одежды, надев на лицо маску почитаемого предка, кружась в танце под стук бубна, в считаные минуты становится избранником духов, проводником между мирами. Буряты и эвенки не рекомендуют во время обряда смотреть шаману в глаза, говорят, не к добру это. Поэтому маска не только помогает мысленно сосредоточиться на образе, но и как бы защищает неподготовленных от контакта со сверхъестественным.

Шаман из низовий реки Амур в облачении для отправления ритуала. Прибл. 1903 год. Рисунок / Часть облачения сибирского шамана 1920–1930-х гг. в музейной экспозиции

Эвенкийские шаманы использовали деревянные или жестяные маски с прорезями для глаз и рта. Их удэгейские коллеги носили маски предков, которые раскрашивались красками, украшались бородой и усами, сделанными из меха животных. При особо важных ритуалах мужчины скрывали лица за масками с изображениями змей и лягушек. Устрашающие лики чудищ служили для изгнания злых духов.

Образы мистерии цам

В буддийских монастырях Тибета, Монголии и Забайкалья существует традиция проведения мистерии цам. Ее наименование посходит от тибетского «чам» — «танец». Во время церемонии ламы в масках животных, хранителей учения и богов под звуки труб, колокольчиков и медных тарелок исполняют танец-пантомиму, сакральное значение которой доступно лишь посвященным. Миряне же, наблюдая за зрелищной стороной действа, через созерцание приобщаются к древним духовным практикам.

Участники ритуала цам в Бурятии. XIX век. Гравюра

Многие маски цам выглядят весьма пугающе. Например, гневная маска божества смерти Ямараджи увенчана человеческими черепами. Ямараджу во время мистерии сопровождают ламы в костюмах в виде человеческих скелетов, оленя и быка.

Не менее эффектна маска защитника учения Жамсарана. Он изображается с тремя глазами, звериным оскалом и короной из человеческих черепов. 

Полная противоположность подобным персонажам — добрый, улыбчивый седовласый старик Саган-Убугун. Он почитается покровителем семейного очага, благополучия, стад и плодородия. В ходе ритуала этот персонаж отвлекал, смешил народ, придавая действу комические элементы.

Сейчас маски цам можно увидеть не только в храмах и в музеях, но и на театральных подмостках, поскольку элементы буддистского ритуала органично вошли в спектакли и хореографические постановки.

Глиняные люди

Новая Гвинея во многом до сих пор остается terra incognita для науки. Еще до середины XX столетия здешние племена не видели европейцев, не знали радио, телевидения и прочих достижений цивилизации. Одно из таких племен, асаро, стало известно на весь мир благодаря удивительному обычаю его членов делать маски из белой глины.

Легенды утверждают, что однажды воины асаро потерпели поражение в одной из межплеменных стычек и, спасаясь от врагов, спрятались в реке, перепачкались в иле и глине. Когда воины вышли из укрытия, то соперники приняли их за духов и бежали. С той поры они мажут тело глиной и носят страшные маски, похожие на химер с клыками, торчащими из подбородка, носа, щек, а также гребнями и всевозможными выростами. Вооруженные воины в столь экзотическом облачении наверняка наводили ужас на соседей. Впрочем, сейчас асаро предпочитают не воевать, а заниматься сельским хозяйством, охотой, да время от времени развлекать любопытных туристов.

Нефрит и кость

Культуры доколумбовой Америки подарили миру удивительные произведения искусства, среди коих не последнее место занимают маски. Так, художники индейцев майя достигли высочайшего мастерства в изготовлении личин богов, мифических персонажей и реальных людей. Как правило, священные образы они создавали из самого ценного в их мире материала — нефрита. Археологи в погребениях знатных вельмож, жрецов и правителей находили нефритовые погребальные маски, которые были близки к портретному изображению усопшего. Такова, например, маска короля Пакаля.

Ацтеки для создания масок использовали не только камень, но и человеческие черепа. В пустые глазницы вставляли глаза из пирита, в носовую и ротовую полость — изящные кремниевые лезвия. Иногда череп украшали бирюзой и янтарем. В лобной части черепов просверливали отверстия, предназначенные для веревок — ведь изделие надо было как-то прикрепить к лицу живого человека! Археологи предполагают, что, скорее всего, маски делали из черепов принесенных в жертву юношей.

Веселья ради

В средневековой Венеции маска была непременным атрибутом роскоши и празднества, получившего название карнавал. Обычай был узаконен в 1296 году, хотя его корни, несомненно, лежат в глубокой древности. Многие историки видят истоки карнавальных шествий еще в римских Сатурналиях, когда граждане чествовали бога Сатурна, воздавали ему хвалу за хороший урожай, веселились, устраивали гулянья. Карнавалы и маскарады в Венеции сохранились до сих пор. Их участники скрывают лица за масками шутов, котов, Казановы, прекрасной венецианской дамы или мрачного Дотторе делла Песте, напоминающего в разгар веселья об ужасах чумы.

Ваша реакция?