Первые тексты о святом Меркурии Смоленском появляются в начале XVI века. Они рассказывают о воине княжеского происхождения из Моравии, который служил во времена нашествия хана Батыя.
Когда монгольские тумены (крупные соединения войск численностью в 10 тысяч воинов) уже стояли на подступах к Смоленску, у деревни Долгомостье, — Меркурий получил божественное знамение. Богородица послала его сразиться с врагом и защитить город.
Воин последовал её велению и истребил немало монголов. В их числе был и один из военачальников Батыя. Но за смерть монгола отомстил его сын — он срубил голову защитника Смоленска.
Меркурий не упал замертво. Он направился обратно в город, держа в руках собственную голову. И только у городских ворот слез с коня и лёг на землю. Впечатлённые таким жутким дивом, а также уходом Батыя за пределы княжества, горожане стали почитать воина как своего святого заступника.
Правда или миф?
Сведения о Меркурии Смоленском ещё более отрывочны, чем о Евпатии Коловрате. Он не упомянут ни в одном современном ему источнике — ни русском, ни монгольском.
Есть лишь тексты не старше начала XVI столетия. А также найденная в Смоленске печать сомнительной датировки с изображением святого Меркурия Кесарийского и греческой надписью: «Господи, помоги рабу твоему Меркурию Вентеславу». Обычно её связывают со смоленским князем Вячеславом, сыном Ярослава Мудрого. Однако Вентеслав уж очень похоже на чешское — Венцеслав. Кроме того, вместе с мощами святого хранятся железные ботинки, но они явно не имеют ни малейшего отношения к доспехам XIII века.
Есть такое мнение, и оно довольно логичное. По этой теории, московские книжники сочинили житие Меркурия Смоленского после вхождения в 1514 году города в состав Русского государства. Это было частью идеологической работы по обоснованию прав великих князей московских на земли Древней Руси как победителей «злых татаровей».Так может быть, Меркурий Смоленский — чистый миф на основе «творчески переработанной» истории III века о святом Меркурии Кесарийском? О воине, поразившем копьём императора Юлиана Отступника, гонителя христиан?
Не просто патриотическая легенда?
Ботинки, как и было сказано, выглядят неубедительно и, скорее всего, относятся к гораздо более позднему времени. Печать, напротив, — определённо древнее XIII века. Она, скорее всего, принадлежала князю Вячеславу Ярославичу, который в крещении вполне мог взять имя святого Меркурия.
Лишь странности и нестыковки в этой истории наводят на мысли о её правдивости. Если бы легенда о славном воине, в буквальном смысле сложившем голову в битве с батыевым воинством, сочинялась «под ключ» из идеологических соображений, без реальной основы, — едва ли этим воином оказался бы выходец из Моравии. С весьма редким на Руси именем, с одной стороны, православного святого, а с другой — древнеримского бога. Да и упоминание о девушке, несущей коромысло, которая встретила Меркурия и с перепугу начала ругать за неприличный безголовый вид, мало стыкуется с житийным стилем. Как и легенда про череп коня Меркурия. Череп этот самым языческим образом зарыли то ли на соборном холме, то ли у ворот, к которым приехал всадник без головы.
Что могло случиться в действительности?
В реальной жизни воины обычно не ездят по 25 вёрст с отрубленными головами, и уж тем более не слезают с коней, держа их под мышкой.
Возможно, дело было примерно так. После разорения Северо-Восточной Руси войско Батыя и Субэдэя двинулось на Новгород. Не дойдя до него ста вёрст, монголы повернули на юг и направились в степи. Тумены устали от тяжёлого зимнего похода и нуждались в отдыхе. Путь их пролегал через земли Смоленского княжества.
В Средневековье не было интернета, но новости разлетались быстро. Жители Смоленска знали, что приход монгольской орды — это разрушение и резня. Хуже того: ещё недавно процветавшее княжество и безо всякого Батыя переживало тяжёлый кризис.
В 1230 году землетрясение, неурожай и мор унесли жизни десятков тысяч человек. Спустя два года ослабевший город захватил полоцкий князь и учинил разорение и убийства. Город не успел оправиться от бедствий. А ведь и у процветавших княжеств не было шансов против монгольской военной машины.
Старый Смоленск с укреплениями находился на южном берегу Днепра.
Когда пришло известие, что в 25 верстах от городских стен воинство Батыя переправляется через реку, возник закономерный и невесёлый вопрос: куда они двинутся после переправы?
Естественно, княжеские воины отправились в разведку. Они хотели заранее предупредить город, если Батый двинется к нему, а не дальше в степи.
Вполне возможно, что один из отрядов дружинников угодил в монгольскую засаду и погиб. И то ли воин Меркурий просто остался в седле, когда ему в схватке срубили голову, то ли монголы решили сделать «смешной шутка чёрный юмор», посадив вражеского командира в седло и привязав отрубленную голову к рукам.
Ну, а умный боевой конь так или иначе привёз погибшего хозяина обратно к городу.
Естественно, эдакое зрелище впечатлило и без того перепуганных ордой горожан до глубины души. А когда Батый двинул тумены на юг и смоляне поняли, что город не постигнет судьба погибшей Рязани, — всадника без головы увязали с чудесным избавлением от монголов. И родилась легенда, живущая по сей день.
Скорее всего, славный моравский воин Меркурий действительно честно сложил свою голову на русской службе и заслуженно стал первым смоленским святым. А на месте переправы у Долгомостья не так давно поставили памятник. Правда, надпись на нём гласит ни много ни мало о «победе смоленских дружин». Что поделать, люди склонны к патриотическим преувеличениям.