С точки зрения моды более чем 60-летний период правления королевы Виктории принято разделять на три периода:
Ранневикторианский период (1837-1860)
40-е года 19 века называют романтичным десятилетием викторианской эры. Оно совпало с самыми счастливыми годами в жизни и самой Виктории, законодательницы моды, сумевшей стать кумиром для многих дам того времени. В 1840 году юная королева, пылко влюбленная в принца Альберта, вышла за него замуж.
В эти же годы у них родились шестеро из девяти детей.
На пике женской моды этого времени – силуэт «песочные часы» с его «осиной» талией и пышной куполообразной юбкой c многочисленными подъюбниками. Наряды, изобилующие так любимыми женщинами оборками, кружевами, воланами, пестрели всеми цветами радуги. Талии туго утягивали корсетами, порой доводя объем до 30 см. Юбки за счет пышных складок становились все шире. На один наряд уходило до 40 метров ткани.
В 50-е годы юбки стали настолько широкими, что подъюбники уже не могли их удержать. Для поддержания куполообразной формы в юбки стали вставлять специальные обручи. Сначала их делали на основе китового уса или конского волоса. Конский волос по-французски crin, отсюда и пошло название жесткой конструкции – кринолин. Впоследствии появились и кринолины, сделанные из металла.
Миддлвикторианский период (1860-1870)
В 1861 году в жизни Виктории произошли трагические перемены, коренным образом изменившие ее жизнь - скончался горячо любимый супруг, принц Альберт. Виктория надолго погрузилась в глубокий траур. Излюбленным ее цветом стал черный. Стиль ее одежды отразился и на моде того времени – актуальными стали сдержанные неяркие тона. И силуэт стал более строгим – с жесткими корсетами, тяжелыми юбками, высокими, под горло, воротниками.
В конце 60-х годов юбки утратили пышность, в моду постепенно вошёл турнюр - ватная подушечка, которую закрепляли сзади, чуть пониже талии.
Силуэт в таком платье выглядел изогнутым весьма грациозно.
Поздневикторианский период (1870-1901)
Платья с турнюром в 70-80-х годах стали весьма популярны. В поздний период в моду вернулись и яркие цвета одежды.
На короткое время с 1875 года становится модным узкий силуэт, турнюры при этом становятся малозаметными. Однако ходить в такой одежде оказалось весьма неудобно, и турнюры вернулись, став при этом еще более объемными. В платьях с такими громадными турнюрами юбка ниспадала практически под прямым углом, что делало модниц похожими на кентавров.
Эволюция свадебного платья в викторианскую эпоху
Не всегда на свадебной церемонии невесты облачались в платья белого цвета, раньше они выбирали для свадебного платья другие цвета - голубой, зеленый, иногда даже ткань с рисунком.
Однако все изменилось в 1840 году, после того, как вышла замуж королева Англии Виктория. Эта свадьба отличалась от многих других королевских свадеб тем, что жених и невеста действительно очень любили друг друга. И к организации свадебной церемонии подошли не формально, а с душой, желая сделать ее незабываемой. И надо сказать, им это удалось.
Выбирая свадебное платье, юная королева отказалась от традиционного, богато украшенного и тяжелого платья из парчи c накидкой, отделанной мехом горностая. А вместо этого заказала для себя восхитительное платье из белого атласа, украшенное флердоранжем (цветки апельсина) и кружевом.
После этого белый стал самым популярным и традиционным цветом для свадебных платьев, потеснив все другие цвета. Также очень модным стал (и остается таковым по сей день) и силуэт королевского свадебного платья - с узким вышитым корсажем, пышной юбкой, длинной и легкой кружевной фатой.
Ещё одно интересное нововведение – венок на голове невесты и букет, в их основе - цветы апельсинового дерева (флердоранж).
Вскоре это вошло в традицию, и все невесты шли под венец, держа в руках такой букет.
И это еще не все новое и необычное, что было на этой "главной свадьбе 19 века". Миртовая веточка в букете невесты, бутоньерка жениха, свадебный торт, бонбоньерки для гостей... Все это в той или иной степени используется на свадьбах до сих пор.
Так Виктория стала законодательницей еще и свадебной моды.
В раннем периоде свадебные платья невест имели силуэт, подобный свадебному платью королевы. Шили их из легких тканей – атласа, шелка, тюля, украшали лентами и кружевом…
Завершала свадебный образ длинная и легкая кружевная фата.
В эпоху кринолина и свадебные платья тоже были с кринолином.
Пошла мода на турнюры – и свадебные платья моментально подчинились этому веянию.
Самыми элегантными нарядами викторианской эпохи считаются модели 80-х годов.