Словно пепелище выглядит чужая жизнь, от которой осталась одна только дата да пара милых напевов. А ведь судьба актрисы, певицы, поэтессы Марии Яковлевны Пуаре сложилась необыкновенно и порой выдавала такие кульбиты... Да и сама она была человеком талантливым.
Начало
Маша Пуаре родилась в 1864 году в семье потомка французского солдата, пришедшего в Россию еще с Наполеоном, да так и осевшего в Москве. Ее дед, а затем и отец зарабатывали на жизнь, содержа школу гимнастики и фехтования, которую, кстати говоря, посещали в свое время молодой Лев Толстой и писатель А. В. Сухово-Кобылин. А мать была дочерью фабриканта, торгующего сукном. В семье было семеро детей, и Мария была младшей. Мать ее покинула этот мир, когда девочке едва исполнилось восемь лет, спустя еще несколько лет погиб отец - и она осталась круглой сиротой.
Уже в шестнадцатилетнем возрасте Марию Пуаре, что называется, сбыли с рук - выдали замуж за Михаила Свешникова, инженера и "приличного человека", который был старше невесты лет на тридцать. За сироткой ее крестный не пожалел десяти тысяч рублей приданого, и семейство облегченно вздохнуло, - в присутствии этой голубоглазой грациозной блондинки потенциальные женихи совершенно не желали уделять внимание ее старшим сестрам, которые уродились слишком крупными и некрасивыми.
Маша начала рано писать стихи, она имела задатки настоящей певицы и мечтала поступить в консерваторию. Но муж и слышать не хотел о жене-певице, его поддерживали и родственники. Мария проявляла упрямство, супруги ссорились. В одну из таких ссор, когда, на взгляд Свешникова, жена стала совершенно неуправляемой, он не придумал ничего лучшего, как заточить ее в психиатрическую лечебницу.
На волю
Покинуть скорбное заведение Мария смогла лишь благодаря своей подруге Анне Лентовской, у которой был брат Михаил - режиссер и театральный антрепренер. Вот он-то и вырвал молоденькую Машу из рук докторов, и она вместе с Анной вскоре стала участвовать в театральных постановках Лентовского.
В театре "Эрмитаж" наша героиня проработала целых десять лет, и это стало началом ее по-настоящему звездной карьеры. Выступления Марии Марусиной (это творческий псевдоним Пуаре) проходили с таким блеском, что едва ли не только благодаря им музыкальные спектакли Лентовского пользовались огромной популярностью и всегда были обеспечены аншлагом. А еще Мария прослыла талантливой исполнительницей русских и цыганских романсов. Наконец, в эти годы в газете "Новое время" опубликовали ее стихи...
Первый брак
Карьера ее была на взлете, а с личной жизнью как-то не складывалось. И вот, однажды 35-летняя Мария встретила князя Павла Дмитриевича Долгорукова. В это время (1898 год) она была уже в Москве, работала в труппе Малого театра.
Через год совместной жизни Мария Пуаре родила князю дочь, которую назвали Татьяной. Все складывалось неплохо, если не считать того, что супруги жили в гражданском браке - Марии никак не хотел давать развод ее первый муж Свешников, который на старости лет переселился в скит неподалеку от Троице-Сергиевой лавры. Впрочем, он согласился записать новорожденную на свою фамилию, но отчество ей досталось от настоящего отца - так появилась Татьяна Павловна Свешникова.
Союз с Долгоруковым продлился немногим менее десяти лет. Все это время супруги не сидели друг подле друга. Да и время было уж очень неспокойное. Павел Дмитриевич был важной фигурой в российской политике - член Государственной Думы, один из основателей Конституционно-демократической партии. Кроме того, он руководил Толстовским обществом, Обществом мира, был председателем Мирового конгресса пацифистов в Стокгольме. В годы Гражданской войны Долгоруков организовал движение в поддержку Добровольческой армии.
Добавим, что судьба этого человека сложилась трагически: в 1926 году он был арестован, а спустя год расстрелян. Место захоронения его так и не удалось установить.
А Мария Яковлевна в 1904-1905 годах побывала на фронтах Русско-японской войны, выступала с благотворительными концертами, писала стихи и корреспонденции для газет. В те годы и появились два самых известных ее романса - "Я ехала домой" и "Лебединая песнь". Мария Пуаре была автором и слов, и музыки. Она написала и другие романсы, но именно эти публика подхватила мгновенно, и уже на другой день после выступления певицы их напевала едва ли не вся Москва.
И ведь что интересно: чем талантливее написано произведение, тем охотнее его будут повторять, а спустя годы, глядишь, скажут - это "народное", и мало кто вспомнит о настоящем авторе. Что ни говори, это почетно, но несправедливо.
Вторая любовь
Когда Марии Яковлевне исполнилось уже 43 года, она вновь влюбилась. Ее избранником стал Алексей Анатольевич Орлов-Давыдов. Он приходился двоюродным братом Павлу Долгорукову, был восемью годами моложе Марии и давно женат. Однако жена его, как писали современники, "им пренебрегала" и постоянно проживала за границей. Единственный наследник состояния Орлова был болен, и вот тогда Мария - то ли желая привязать Орлова к себе покрепче, то ли из наивности, то ли еще по какой-то причине - пообещала родить ему наследника.
И в 1913 году граф развелся с женой, чтобы сочетаться браком с Марией Пуаре. А однажды вернувшийся из длительной командировки граф был встречен известием, что жена разрешилась от бремени, и теперь у него есть сын. Все прошло бы благополучно, не поссорься Мария с камердинером графа. Тот был в курсе аферы и донес хозяину, что младенец - вовсе не графов, а был куплен у кухарки. Вот такая история, покруче событий мыльной оперы.
Разгневанный муж обратился в полицию. Марию арестовали и в 1916 году она предстала перед судом. Истцом и обвинителем выступал муж Алексей Орлов-Давыдов. Он настаивал на том, что его жена симулировала свою беременность, а ребенок был предъявлен с целью обманного получения наследства.
Есть сведения, что граф не хотел разводиться законным путем - это бы потребовало от него дополнительных расходов, поэтому в суде он настаивал на том, чтобы обвиняемая получила в качестве наказания каторжные работы. В этом случае по закону развод бы не стоил графу ни копейки.
Однако суд отнесся к Марии Пуаре довольно лояльно - ребенок был признан незаконным и возвращен настоящей матери, метрическую запись о рождении несостоявшегося нового графа Орлова уничтожили, супругов развели, но Мария продолжала оставаться графиней Орловой-Давыдовой. На каторжные работы ее не сослали.
После революции
Как сложилась судьба актрисы после революции, достоверно неизвестно. Скорее всего, оставшись без прежнего жилья и средств к существованию, актриса сильно нуждалась. Исполнительница романсов, бывшая актриса Императорских театров, да еще и графиня новой власти была не нужна.
Известно, что несколько раз у актрисы находились доброжелатели в актерской среде, которые ходатайствовали перед Советской властью о назначении Марии Пуаре пенсии. Бюрократическая машина раскачалась только к 1933 году, актрисе стали выдавать содержание, но вскоре ее не стало.
Вот и все, что нам известно о Марии Яковлевне Пуаре. Но и эти данные требуют своей тщательной проверки и перепроверки - в рассказах свидетелей тех событий имеются неточности и расхождения в датах. Хотя так ли уж нам нужна эта точность?