И какие еще секреты скрывает это произведение искусства?
Время создания всемирно известного шедевра совпало с серией значительных изменений в европейском обществе того времени: протестантская реформация и отказ от популярных религиозных образов, торжество ренессансного гуманизма... Это было время быстрого прогресса и движения в сторону эмпирических наук.
В стороне не остались и люди искусства. Художники стремились выделиться созданием произведений, отличающихся от традиционных благородных, мифологических и библейских сюжетов.
«Притча» Брейгеля как нельзя лучше отображает всю суматоху царившую в умах людей того времени.
Несмотря на кажущееся единообразие, картина состоит из девяти частей, что прекрасно заметно при делении ее набором параллельных косых линий.
Композиция приглашает зрителя следовать за действом, а не зацикливаться на отдельных его элементах.
Слепые люди похожи друг на друга в одежде и чертах лица, появившись ниоткуда и уходя в никуда, они следуют друг за другом в едином движении, кульминацией которого является поводырь уже лежащий в яме: начиная слева с бессвязного движения, затем колебания, тревоги, спотыканья и, наконец, падения. Расстояние между головами героев увеличивается вместе со скоростью их движения и приближению к неминуемому финалу.
Крутые крыши домов на заднем плане лишь придают композиции ощущение дополнительного движения.
Известный австрийский историк искусства Густав Глюк заметил ряд несостыковок в образе простых нищих: они слишком хорошо одеты, носят посохи и полные кошельки...
А что, если это вовсе не простые нищие?
По одной из версий слепые символизируют нечестивых священников, которые пренебрегли учением Христа.
Церковь на заднем плане была определена как Синт-Анна в Дилбеке (на территории современной Бельгии), однако ее истинный символизм остается предметом жарких споров.
Одна точка зрения гласит, что церковь является свидетельством нравственного замысла картины: в то время как первые два незрячих падают и находятся вне искупления, остальные четыре стоят за церковью и, таким образом, еще могут быть спасены.
Другая интерпретация говорит, что церковь с мертвым деревом, является антикатолическим символом, и что те, кто последует за ней, упадут вслед за слепым лидером.
Художник не оставил после себя никаких намеков на истинный смысл своего произведения, но «Притча о слепых» содержит в себе столь много скрытого символизма, что разгадка ее значения, возможно, остается лишь вопросом времени.