Какие сакральные символы скрывает «Благовещение» нидерландского живописца Яна ван Эйка?
2
2,436
просмотров
Картина «Благовещение», созданная нидерландским живописцем Яном ван Эйком в 1434 году, некогда являлась одной из створок ныне утраченного триптиха.

Само Благовещенье считается особо важным моментом в истории христианства и ван Эйк постарался уместить в своей работе столь много символических элементов, что многие из тайн этого произведения не раскрыты до сих пор.

Но какие же сакральные символы скрывает в себе этот шедевр по библейским мотивам?

Благовещение – это событие, связанное с явлением архангела Гавриила к Деве Марии, пришедшего сообщить о предстоящем рождении Иисуса Христа.

Существует версия, согласно которой прообразом для Марии стала Изабелла португальская, третья жена Филиппа III Доброго, герцога Бургундии.

Эта версия находит свое подтверждение и в одеждах святой: она изображена во вполне свойственных традиционной иконографии синих одеждах (символизирующих чистоту), но отделка горностаем в те времена была исключительно привилегией и символом королевской семьи.

Изабелла португальская и Филипп Добрый. Портрет неизвестного художника XVI века.

Однако стоит заметить, что в Средние века было весьма популярно подчеркнуть благородную родословную матери Христа.

Явившийся ангел изображен также в весьма несвойственной манере: он облачен в богатую тунику из парчи, и мантию с каймой из драгоценных камней.

Указывая пальцем на небо, он символически сообщает о том, что выполняет божественную миссию.

Безусловно, работе не хватает некоторого реализма, но с учетом библейского сюжета он явно и не требовался.

Примечательно, что действующие лица неразрывно связаны с окружающей архитектурой которая представлена в романо – готическом стиле.

Новозаветные события окружают ветхозаветные изображения на полу и стенах храма, но показаны лишь те, которые считались прообразом пришествия Христа как мессии.

Пол покрыт плитками, на одной из которых изображен Давид убивающий Голиафа, что предвещает торжество Христа над дьяволом. На другой, Самсон рушит храм филистимлян.

Остальные изображенные события являются своеобразными прообразами распятия, Страшного суда и других новозаветных событий в соответствии со Средневековыми взглядами.

На задней стене, вблизи тройного витражного окна (символизирующего Троицу) с изображением Бага Отца, по мнению некоторых исследователей, показано получение Моисеем Скрижалей Завета

Данное событие изображено в полумраке (в отличие от самого Благовещенья), что может так же символизировать переход от старых Заповедей к новым и от Ветхого Завета к Новому.

К сожалению ван Эйк не оставил записей, которые могли бы пролить свет на истинный смысл всех символов скрытых в его произведении и на разгадку большинства из них, возможно, уйдет еще не одно десятилетие.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится