Непримиримые соперники
Борьба за право контролировать иерусалимские святыни имеет очень древнюю историю: ее вели еще со времен тех событий, о которых рассказывают евангелисты. Особенно активно верующие конфликтовали начиная с шестнадцатого столетия, когда все чаще стали возникать споры между всеми христианскими конфессиями, но в особенности это касалось католиков и православных греков.
В те времена, когда Иерусалим был под властью египтян, францисканцы закрепили за своей церковью право именоваться хранителем храмов Гроба Господня, Рождества Христова в Вифлееме, а также ряда других церквей и святынь. Православные греки стремились оспорить эту привилегию, ссылаясь на указ о передаче прав на святыни именно им, изданный в VII веке правителем халифом Омаром. Христиане-католики же, в свою очередь, считали вышеназванный документ подделкой и при этом добавляли, что если бы он и был подлинным, то в этом случае касался бы всех православных верующих, а не только греческих.
Порой конфликты представителей конфессий даже перерастали в кровопролитные драки – и это несмотря на регулярно издаваемые в XVII-XIX столетиях официальные указы османского правительства, призванные упорядочить отношения между непримиримыми конфессиями христиан.
Чтобы предотвратить эти постоянные религиозные волнения в своей стране, Султан Осман III в 1757-м официально закрепил в храме Гроба Господня равные права между католиками и православными. Этот указ (фирман) стал первым официальным документом, поделившим святыни (вернее, регламентирующим права на них) между разными конфессиями христианства.
Такое разделение стали называть статусом-кво Святой земли, и оно строго соблюдалось местными властями все эти годы и соблюдается до сих пор. В настоящий момент владельцами разных частей храма официально считаются шесть конфессий: Армянская апостольская церковь, Сирийская, Коптская и Эфиопская православные церкви, а также католики и православные греки.
Однако прийти к полному примирению, как известно, не удалось, и даже в XXI веке в Иерусалиме периодически возникают конфликты и даже драки между христианскими монахами. Например, 17 лет назад один коптский монах отодвинул свой стул от солнца в тень, на эфиопскую (как оказалось) территорию. Этот невинный, казалось бы, поступок привел к драке, в результате которой 11 монахов были госпитализированы с различными травмами.
Главный фасад храма не сильно изменился за пятьсот лет. Правая сторона двойных ворот была замурована султаном Саладином, как и часовня Франка, которая была единственным прямым входом в скалу Голгофы. Над ним по-прежнему находится двойное окно армянской часовни Святого Иоанна, а справа можно увидеть окно поменьше, в Латинскую часовню Голгофы. Над верхним выступом находится купол церкви (был еще купол повыше, но он был разрушен при землетрясении).
Есть только одна интересная деталь, которая все это время оставалась неизменной: приставная лесенка под правым окном, опирающаяся на выступ наверху.
Деревянная лестница, которая хорошо заметна на фасаде даже издалека, символизирует неукоснительное правило, согласно которому на территории знаменитого храма нельзя ничего передвигать, ремонтировать и вообще как-либо менять без официального согласия на это всех шести конфессий.
История «общественной реликвии»
Первые упоминания об обычае не сдвигать эту лестницу принято относить к началу XIX века. Ее, например, можно разглядеть на старинных гравюрах 1830-х годов – на том же самом месте, у окна.
По поводу того, для чего эта лестница изначально была нужна, у историков есть несколько гипотез. Согласно одной, армянские монахи с ее помощью попадали на свою территорию – в часовню Св. Иоанна. Таким образом им удавалось не платить османским властям пошлину за вход в Храм (500 пиастров), а также не нужно было проходить через территорию, которая принадлежит православным грекам.
Согласно другой версии, по этой лестнице армянские монахи спускались на массивный карниз, чтобы полить располагавшиеся там горшки с цветами, зеленью и овощами или же просто глотнуть свежего воздуха (они ведь большую часть времени проводили в помещении).
Есть также предположение, что приставную стремянку использовали, чтобы спуститься на карниз во время христианских праздников, традиционно собиравших толпы верующих на территории внутреннего двора.
О том же, следует ли знаменитую лестницу относить к Армянской церкви, или же она все-таки принадлежит грекам, до сих пор ходят споры.
Кстати, если говорить на чистоту, то пресловутая лестница – не такая уж и недвижимая. В прошлом веке, например, она дважды исчезала с привычного места по неизвестным причинам, правда, ее тут же находили местные полицейские и водружали обратно, а десять лет назад деревянную стремянку убирали, чтобы пристроить снаружи строительные леса во время ремонта здания. И этот временный «переезд» лестницы был предварительно одобрен всеми шестью конфессиями.