Немецкий гуманизм: предтечи и характер
Священная Римская Империя рубежа XV-XVI веков — это государство в расцвете сил. Не смотря на обширные владения княжеских фамилий и крепнущую власть церкви, в южно-немецких городах наблюдается небывалый экономический и культурный рост.
Именно здесь пробуждается интерес к культуре: Нюрнберг и Аугсбург становятся настоящими центрами притяжения интеллектуалов. В Страсбурге также крепнут гуманистические идеи. В целом, с развитием книгопечатания и проникновением идей Итальянского Возрождения, юг Германии стал колыбелью немецкого гуманизма.
Постепенно влияние распространилось и на Саксонию, и на Тюрингию. Произведения античных авторов достигают самых отдалённых уголков Империи. Растёт количество университетских кафедр, в которых находят пристанище проповедники «новой волны». Такие деятели как Петер Лудер и Самуэль Карох учились у старших коллег из Италии, а позднее применяли их опыт в развитии местного образования.
Переводы Петрарки и Боккаччо на немецкий язык, выполненные гуманистами Альбрехтом фон Эйбом и Никласом фон Виле во второй половине XV столетия, быстро находят отклик у студентов немецких университетов. Популярными становятся басни Эзопа и упомянутого ранее Боккаччо благодаря труду Генриха Штейнхёфеля. Но всё же большинство литературной продукции выходило на латинском языке.
Углубляясь в вопросы богословия, гуманисты берутся за критику церковных институтов. Уже в «Богемском пахаре» Иоганна из Зааца (приблизительно 1400 г.) чувствуются антиклерикальные посылы. Активно изучались произведения Лукиана, Библия и опусы отцов церкви. Николай Кузанский (1401−1461), гуманист и кардинал в одном лице, умело и обстоятельно боролся со схоластикой, доказывая необходимость церковных реформ и ратуя за ослабление власти римского понтифика. Изучая математику и естественные науки, он предвосхитил открытия Коперника.
Идеи немецкого гуманизма также прослеживались и в поэзии Конрада Цельтиса (1459−1508). Сын крестьянина из Франконии, в 1487 году он получил из рук императора Фридриха III лавровый венок. Талантливый и яркий поэт собирал древние рукописи в Богемии, Венгрии и Австрии, создавал поэтические кружки не только в немецких землях, но и в Польском королевстве. Лирика, вдохновлённая Овидием, а также своевольная трактовка общественных идеалов сделала имя Цельтиса известным. Поэт был приближён к императорскому двору Габсбургов: сам Максимилиан I слушал его пьесы и стихотворения.
Немецкий гуманист — странствующий поэт, который хорошо образован и готов нести знания в массы. Он обличает клир и выступает за реформу церкви. Но к концу XV века он становиться настоящим сатириком, скорее даже — «стендап-комиком» эпохи.
Сатирическая литература Германии: немецкие шванки и памфлеты
Со второй половины XV столетия гуманисты обращают внимание на повседневность: учёные и литераторы всё чаще реагируют на злобу дня. Вот именно в это время появляются жанры сатирических произведений: пародии, поучительная проза, оды, комедии, эпиграммы и памфлеты.
К примеру, Генрих Бебель, швабский гуманист, создал сатирическую поэму «Триумф Венеры» и «Сборник очень веселых фацетий» (1506−1512) — собрание шуток, остроумных историй и анекдотов. Тонко он подшучивал над церковниками:
«У нас есть пословица, что когда монахи путешествуют по стране, тогда сильно дождит. Этому недавно нашел остроумную причину один философ в Тюбингене: «Из-за неумеренного питья вина». Говорит он, «в голову стриженых подымается много паров, которые благодаря жаре легко испаряются через тонзуру, из чего и образуются дожди».
Были в его фацетиях и шутки про другие народы: «Поляк так набожен, что если он не пойдёт в храм, то глубокой ночью влезет туда в окно».
Нерадивых студентов он также не оставил без внимания, рассказывая об одном своём земляке в Тюбингенском университете: «Он несколько раз пытался получить степень бакалавра, но ему это всё не удавалось. Наконец, потеряв всякую надежду, он сказал: «Совершенно незачем мне быть бакалавром. Христос имел двенадцать учеников, однако ни один из них не был бакалавром!».
Произведения Иоганна Рейхлина и Вилибальда Пиркгеймера высмеивали судопроизводство в Германии и выступали против «схоластического бреда» церковников. Знаменитый гуманист-рыцарь Ульрих фон Гуттен также не жаловал церковные порядки в Германии.
Отличный пример — поэма Пиркгеймера «Обструганный Экк» 1520 года рассказывает нам о том, как ингольштадтского богослова Иоганна Экка оказывают медицинскую помощь дабы спасти его голову от схоластики, лицемерия и невоздержанности. Сначала его бьют, потом стригут, а затем очищают голову от вздора и пороков.
Размышления «отца гуманистов» Эразма Роттердамского (1469−1536) в шуточном панегирике слабоумию «Похвала глупости» также затрагивают актуальные проблемы его современников. Ирония и сарказм всегда присутствовали в его опусах.
«Допусти мудреца на пир — и он тотчас всех смутит угрюмым молчанием или неуместными расспросами. Позови его на танцы — он запляшет, словно верблюд. Возьми его с собой на какое-нибудь зрелище — он одним своим видом испортит публике всякое удовольствие; и придется мудрому Катону уйти из театра, если он не сможет хоть на время отложить в сторону свою хмурую важность».
Если можно выделить самого успешного сатирика из немецких гуманистов, то это, безусловно, базельский «доктор обоих прав» Себастьян Брант (1458−1521). Его бессмертное произведение «Корабль дураков» 1499 года своим остроумием и искромётным юмором актуально и по сей день.
Корабль — символ бессмысленных и бесцельных странствий, которые никогда не кончаться. Ибо кормчий — дурак. Псевдоучёные, легкомысленные родители, модники, пьяницы и азартные игроки держат путь в Наррагонию — страна дураков.
Приведём несколько ярких отрывков из произведения.
Так Брант обличает псевдоучёных и зануд-педагогов:
«Ну, не глупцы ли, не болваны,
Кто всякой чуши постоянно
Своих студентов бедных учат,
Да и себя напрасно мучат?»
Не стесняясь, он высмеивает и глупых женщин:
«Хоть будь красавицей жена,
Но если дурой рождена,
С ней, как с глухой кобылой, мука:
Как ни причмокивай, ни нукай,
- Пошел на ней пахать, — бог мой!
- Бороздки ни одной прямой!"
Любителей залить за воротник Брант также не оставляет в стороне:
«С ума сведет его вино —
Под старость скажется оно:
Трясуч, дурашлив, голос пропит,
- Свой смертный час он сам торопит».
«Бродягой, нищим тот умрет,
Кто вечно кутит, пьет и жрет»
Обман на рынке был и в XV веке:
«А перец — из дерьма мышей,
Готовится у торгашей».
Власть также получает оплеуху от базельского поэта:
«Заржавели, лишились блеска
И папский меч, и королевский
И не секут, где надо сечь,
Чтоб беззакония пресечь».
Поэма Себастьяна Бранта — отличный путеводитель по истории позднесредневекового общества Империи, где мы находим негативные черты и пороки людей, которые встречаются до сих пор.
Нюрнбержец Ганс Сакс (1494 — 1576) сапожник и настоящий бюргерский поэт прославился благодаря своим искромётным шванкам, которые остро обличали пороки немецкого социума XVI столетия. В его шутливых стихах прослеживается критика представителей церкви и их сторонников:
«Трудиться разве не досадно
Крестьянину по целым дням,
Чтобы поповским холуям
Сидеть в трактирах было можно,
Кутить и пьянствовать безбожно?"
Пороки служителей, по мнению автора, очевидны:
«Известно — каждый поп и инок
Дом Божий превращает в рынок».
Проблема достоверности информации в XVI века была также актуальна, как и сейчас:
«В иных речах и смысла нет;
Их слушать никому не след.
А есть такие суеверы,
Что верят безо всякой меры
Любой брехне, была б она
Для них занятна да складна».
Труды немецких гуманистов оказали огромное влияние на дальнейшее развитие исторических событий в Германии XVI столетия: сатира, жёсткая критика церкви, сильная связь с книгопечатанием и упор на изучение древних языков сильно изменили культурный климат в немецких землях. А проблемы, которые поднимали интеллектуалы в своих опусах и юмористических зарисовках до сих пор удивляют своей незыблемостью и актуальностью.