Новосалия: как живут в забайкальском селе староверов (место, где остановилось время)
1,367
просмотров
На фоне роста популярности внутреннего туризма путешествующие по России стремятся открыть новые места и погрузиться в историю

Если вы собираетесь в отпуск в Забайкалье, то в программу стоит включить небольшое село Новосалия, которое можно назвать порталом в прошлое. Здесь туристы могут перенестись в XIX век и приобщиться к культуре старообрядцев, которые бережно хранят традиции предков.

Здесь можно попробовать блюда традиционной кухни, научиться печь блины в русской печи, прясть, пользоваться ткацким станком, петь старинные песни.

Ориентировка на местности

Новосалия находится примерно в 220 километрах к юго-западу от краевого центра, города Читы. Дорога до села на автомобиле занимает примерно 3 часа. На единственной улице села, окруженного переходящей в тайгу лесостепью проживает около 150 человек.

Местные жители занимаются в основном сельским хозяйством. О происхождении названия родного села говорят: «Новосалия — значит „Новое село“. Так его наши предки назвали, когда пришли сюда».

По следам легенд

Легенда гласит, что в конце XVIII века или чуть позже из Красного Чикоя, где стояли старообрядческие селения, в долину реки Ингоды вышли 14 семей. Старообрядческие семьи традиционно были большими, крепкими, оттого и назвали за Байкалом староверов семейскими.

Долго скитались переселенцы, пока не набрели на угожее место: просторные долины годились для хлебопашества, а сопки, покрытые тайгой, служили приютом всякой дичи. Старики решили, что быть здесь новому селению.

Но закон не разрешал селиться, где кому вздумается. Потому-то первые новосалиинцы подвергались штрафам, были биты батожьем, может кто и на каторгу попал. Их незавидное положение изменил случай. Однажды в этих местах изволил охотиться губернатор и добыл множество соболей, лис, кабанов. После успешной охоты он пребывал в хорошем расположении духа. Тогда к нему пришли староверы, попросив официального разрешения поселиться в выбранном месте. Губернатор одобрил просьбу. Так на карте появилась Новосалия.

Связь времен

Первые жители села строго следовали канонам: крестились двумя перстами, соблюдали все посты, трудились до седьмого пота, но по религиозным праздникам отдыхали. Страшным грехом в святой день считалась уборка или иная работа связанная с водой. Поэтому перед праздниками дома тщательно убирали.

Большинство забайкальских семейских жили замкнуто, чужих в свой круг не пускали, ревностно хранили чистоту веры. Если в селе появлялся чужак и просил воды, ему, конечно, не отказывали, но «оскверненную» иноверцем кружку выбрасывали. Жениться или выходить замуж разрешалось только за староверов.

Сейчас в селе царят не такие строгие порядки. Революция, создание колхозов, война и другие потрясения XX века, естественно, поломали старинный уклад жизни семейских. Однако в Новосалии сумели сохранить многие элементы традиционной культуры.

Старожилы вспоминают, что даже в советское время почти во всех домах хранились старые богослужебные книги, а в красном углу стояли иконы. Бабушки, пока родители трудились на колхозных полях, учили внуков древним напевам, частушкам. Девочки из сундуков доставали прабабушкины кички (головные уборы), сарафаны, примеряли их на себя. До сих пор во многих новосалиинских семьях бережно хранятся старинные предметы утвари и одежда (некоторым вещам более 100 лет). По православным праздникам женщины облачаются в традиционные наряды и готовят блины.

Старожилы знают, как можно предсказать погоду при помощи обычной пихтовой ветки с отростками. С нее сдирают иголки, ставят в ведро и оставляют возле забора. Если быть дождю, отростки поднимаются, а перед засухой висят, будто плети. А чтобы выбрать место для колодца, необходимо приложить перевернутую сковороду к земле. Если на ней образуется испарина, то можно копать новый колодец

Спасти наследие

Увы, с каждым годом стариков в селе становится все меньше. Уходят в прошлое обряды, праздники, песни, ремесла, предметы быта, подлинные раритеты попадают в руки перекупщиков и черных археологов. К счастью, в Новосалии нашлись энтузиасты, которые решили сохранить наследие предков. Вот уже несколько лет в селе существует «Дом фольклора», который помогает приобщиться к культуре семейских. Сюда приезжают люди не только из Читы, но и из Москвы, и из разных стран.

«Дом фольклора» появился во многом благодаря стараниям директора местного  дома детского творчества Натальи Васильевой.

— Мне было обидно, что культурное наследие нашего села таяло на глазах. Все, кому не лень приезжали сюда, старались скупить старинные предметы. Я начала вместе с неравнодушными односельчанами собирать старую утварь, иконы, общаться со стариками, записывать легенды, предания, песни. Случалось, что и на помойке экспонаты находили, — рассказывает Наталья.

Сперва музейный уголок устроили в доме детского творчества. Там же стоял старый ткацкий станок, которым никто не умел пользоваться. Пришлось обратиться к старожилам за помощью — с трудом, но в селе нашелся человек, знакомый с премудростями обращения со станком. Когда стан заработал, в селе поверили в энтузиазм команды Васильевой.

Затем Наталья решила перенести собранные экспонаты в старый дом, принадлежавший старожилу Анисиму Исаковичу Коновалову. Здание пустовало с 1990-х годов и постепенно разрушалось. В 2014 году энтузиастам удалось получить грант на его восстановление. К ремонту подключились местные жители и  родственники Коновалова, и в 2016 году «Дом фольклора» открыл двери двери для посетителей.

Его экспозиция — не совсем музей. Все предметы не только можно, но и нужно взять в руки. Сотрудники предлагают гостям попробовать печь, прясть, ткать, делятся секретами мастерства и кулинарными рецептами, а заодно поют, водят хороводы, учат играть в старинные игры.

Приезжие девушки могут почувствовать себя в роли невесты: облачиться в сарафан, заплести косы, примерить кичку. Дело это нелегкое и требует помощи. Наблюдая за преображением «невесты» и расспрашивая хозяюшек, можно узнать много любопытного. Например, как отец одной из них выкрал невесту на грузовике из соседнего села.

Коллектив Дома фольклора не только представляет свою культуру туристам, но и продолжает собирать по крупицам исторические и этнографические материалы.

— Есть у нас в деревне баба Дуся. Мы к ней за песнями, пословицами ходим. Я как-то к ней зашла спросить, как жерелок (ожерелье) сделать, так она мне столько всего рассказала, еле успевала записывать, ушла только под вечер, — рассказывает работница библиотеки Татьяна Овчинникова, мама которой помогла вернуть к жизни тот самый ткацкий станок.

Вот так и работает в забайкальской глубинке удивительная творческая лаборатория. Стараниями ее сотрудников старина оживает и предстает во всей красе перед жителями городов. Те, уезжая и Новосалии, хотят приехать сюда еще раз, чтобы отдохнуть душой, вернуться на несколько часов к истокам, прикоснуться к части общей российской истории и культуры. И многие возвращаются…

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится