Оборона Севастополя, Эстафета и еще 8 картин Александра Дейнеки, которые нужно знать
833
просмотров
Вы их точно видели хоть раз в жизни. А теперь узнаете, что они принадлежат легендарному советскому художнику-монументалисту (1899-1969), который в свое время был обласкан властью и до сих пор любим зрителями.

1. «Портрет К.А. Вялова», 1923

1. «Портрет К.А. Вялова», 1923

Портрет художника Константина Вялова был написан Дейнекой в возрасте 24 лет, и его запросто можно принять за работу одного из русских авангардистов. Это одно из тех немногих ранних произведений будущего титана соцреализма и «певца» Страны советов, в которых виден дерзкий экспериментаторский дух. Провинциальный художник из Курска тогда только приехал на учебу в столицу после службы в армии. Здесь есть и отголоски европейских модернистов, и итальянских футуристов, которыми были так увлечены художники авангарда, и новый русский «пролетарский» реализм – всё это, впрочем, скоро испарится из его живописи.

2. «Оборона Петрограда», 1928

2. «Оборона Петрограда», 1928

Эта картина фактически сделала из художника звезду и определила всё дальнейшее направление его творчества - выписывание образа «настоящего советского человека». Сам Дейнека называл картину «самой любимой», а типажи для сюжета Гражданской войны в России списывал с рабочих, возвращавшихся со смены.

3. «Мать», 1932

3. «Мать», 1932

С начала 1930-х у художника начинается «лирический» период, также востребованный партийной повесткой. Деятельность авангардистов, призванных советской властью визуализировать символы нового государства и времени, к тому моменту все больше критиковалась, а в 1937-м их и вовсе объявили формалистами и на долгие годы предали забвению. Так что такие простые, понятные любому фигуративные образы, заполонили буквально всё, от уличных баннеров до музейных стен.

4. «Вратарь», 1934

4. «Вратарь», 1934

Это одно из самых известных и монументальных (119 х 352 см) произведений Дейнеки на тему здорового образа жизни и спорта, и сегодня выставлено в залах Новой Третьяковки в Москве. Примерно в это же время были созданы и другие его известные работы – «Утренняя зарядка», «Игра в мяч» и «Бегуны», - иллюстрирующие экспроприированную советской властью латинскую фразу «в здоровом теле здоровый дух».

5. «Будущие летчики», 1937

5. «Будущие летчики», 1937

«Будущие летчики» с одной стороны продолжают тему пропаганды счастливого советского lifestyle, с другой – романтизируют профессию военного. СССР нуждалась в расширении и укреплении армии и флота.

6. «Стахановцы», 1937

6. «Стахановцы», 1937

«Официальному» советскому художнику, в отличие от абсолютного большинства, было доступно немало благ: от постоянных государственных заказов, обеспечивающих безбедное существование, до поездок по всему миру. Дейнека в составе групп художников неоднократно участвовал в выставках за границей, включая павильон России на Венецианской биеннале. Также оформлял павильоны СССР на Всемирных выставках в Париже и Нью-Йорке. «Стахановцы» - как раз один из эскизов к парижской выставке 1938 года.

7. «После боя», 1937-1942

7. «После боя», 1937-1942

Вдохновением для этой работы послужил снимок легендарного советского фотографа Бориса Игнатовича, подаренный автором Дейнеке. Композиция с атлетом на переднем плане, по мнению художника, была идеальна. Впрочем, работа над полотном не задалась и растянулась на пять лет. Дейнека закончил ее в разгар Второй мировой войны, поэтому и спортсмены в названии превратились в бойцов.

8. «Оборона Севастополя», 1942

8. «Оборона Севастополя», 1942

Художник не участвовал во Второй мировой войне, а лишь раз выезжал с коллегой из Москвы на фронт в район боевых действий для впечатлений. Но Севастополь, одна из главных здравниц СССР, был ему дорог воспоминаниями о беспечной молодости. «Когда я увидел фотографии разбитого города, я понял, что должен это написать», - говорил в то время Дейнека. Огромное 4-метровое полотно о героических событиях (оборона города продолжалась более полугода) сегодня выставлено в залах Русского музея в Санкт-Петербурге.

9. «Эстафета», 1947

9. «Эстафета», 1947

Визуально картина мало отличается от того, что делал художник в довоенное время, но фактически изображает то, как в СССР избавлялись от тяжелейших последствий Второй мировой войны. Полотно сразу было приобретено в коллекцию Третьяковской галереи, а затем объехало весь мир, от Берлина и Лондона до Гаваны и Сан-Пауло. В 1958-м за него Дейнека был удостоен Золотой медали на Всемирной выставке в Брюсселе.

10. «В Севастополе», 1956

10. «В Севастополе», 1956

Сразу после войны Дейнека стал академиком Академии художеств СССР и практически до самой смерти от принятого им художественного курса не отклонялся. Писал пейзажи, бытовые и рабочие сцены, портреты, был невероятно востребован. Последнее обстоятельство после его смерти в 1969 году подхлестнуло появление массы подделок, которые появляются на рынке до сих пор. В 2017-м его полотно «Герои первой пятилетки», эскиз к панно для Всемирной выставки в Париже, было продано на аукционе MacDougall’s в Лондоне за £2,8 млн.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится