Олимпиада Эпирская, Анита Тегейская и др: чем прославились самые знаменитые древнегреческие женщины
932
просмотров
Многие факты, касающиеся древнегреческих женщин и их жизни, в основном представлены глазами мужчин, что часто приводит к искажению и идеализации. Однако были случаи, когда женщины оказывались в центре внимания, вызывая интерес общественности независимо от своего социального положения и статуса. О том, кем были эти особы прекрасного пола, перевернувшие мир истории с ног на голову – далее в статье.

Предисловие

Предисловие Терракотовая курильница для благовоний в форме группы женщин, сидящих у колодца, IV век до н. э.

Большинство древнегреческих женщин жили в обществе, которое стремилось контролировать их жизнь. Свидетельства этого можно увидеть во все периоды древнегреческой истории.

«Величайшая слава женщины в том, чтобы о ней меньше всего говорили мужчины, будь то в похвалу или порицание» - как показывают слова Перикла, в идеале женщины не должны были быть ни видны, ни услышаны. Возможно, именно поэтому подлинный женский голос в значительной степени отсутствует в истории и литературе Древней Греции. Права и обязанности древнегреческих женщин были тесно вплетены в представления общества о том, какой должна быть женщина. В первую очередь от женщин ожидалось, что они произведут на свет законных наследников мужского пола для своих мужей. Эти наследники мужского пола, в свою очередь, увеличат численность мужского населения.

Греческая терракотовая амфора-кувшин, 490 г. до н. э.

Также обязанности женщин были сосредоточены на домашнем хозяйстве. Их жизнь была домашней и внутренней, в прямой противоположности мужчинам, которые должны были стать солдатами, политиками, философами, поэтами и спортсменами. Замужняя женщина, возглавлявшая домашнее хозяйство, была известна как кирия (госпожа). Кирия отвечала за управление ойкос, термин, который относился ко всему домашнему хозяйству, включая всех членов семьи и даже рабов. Это ведение домашнего хозяйства включало в себя приготовление пищи, производство ткани для пошива одежды, а также надзор за финансами домашнего хозяйства, здоровьем детей и рабов.

Образование большинства древнегреческих женщин ограничивалось ранними годами. После двенадцати лет они должны были сосредоточиться на подготовке к супружеской жизни. Поэтому уровень грамотности среди женщин в Древней Греции был низким. Однако были некоторые исключения из этого правила, в основном среди дочерей элиты, которые могли позволить себе частное обучение.

Слева направо: Греческая аттическая мраморная могильная стела молодой женщины и служанки, 400-390 гг. до н. э. \ Греческая мраморная голова женщины, 425-00 до н. э.

Юридические права женщин были немногочисленны и далеко не всегда соблюдались. Они не могли наследовать богатство или собственность независимо от мужчин. Им также не разрешалось голосовать на выборах или участвовать в общественной жизни. Важным исключением из этого правила была религиозная жизнь. Женщины могли занимать должности жриц и участвовать в фестивалях и жертвоприношениях в определённое время года. Важным примером была Тесмофория. Этот фестиваль был исключительно для женщин и включал посвящения Деметре и Персефоне в честь плодородия и урожая.

Сафо

Сафо Во времена Сафо, Джон Уильям Годвард, 1904 год.

Сафо (Сапфо), первая женщина-поэтесса в западной литературе, имеет наследие, которое продолжает сиять и по сей день. Большая часть того, что известно о жизни Сафо, почерпнуто из фрагментов её поэзии и подробностей, предоставленных другими древними авторами. Часть этой информации из вторых рук сомнительна, но тем не менее, можно быть достаточно уверенным в некоторых биографических деталях. Сафо родилась в богатой купеческой семье на острове Лесбос в конце VII века до нашей эры. Из её стихов ясно, что она была высокообразованной. Некоторые учёные полагают, что она была учительницей девочек в искусстве поэзии, музыки и танцев.

Сафо с острова Лесбос.

Любовь и переживания чувств лежат в основе поэзии Сафо, которая принадлежала к жанру, известному сегодня как лирическая поэзия. Она была пионером этого вида искусства с её нежными и интимными виньетками, которые богаты образностью и чувственностью. Сложностью и тонкостью её работы восхищались даже в древности. Платон называл её «десятой музой», а Катулл был бесконечно вдохновлён её творчеством.

Слева направо: Портрет Сафо. \ Помпейская фреска женщины, пишущей на восковой табличке, часто идентифицируемой как Сафо, около 55-79 гг.н. э.

Многие считают, что её стихи свидетельствуют о её нетрадиционной ориентации, поскольку некоторые из любовных стихотворений адресованы женщинам. Именно от Сафо происходят термины «лесбиянка» и «сапфический». Мало что известно о жизни древнегреческих женщин VII века до н. э. и ещё меньше о женской привлекательности и интимности того периода. Но Сафо и её прекрасные слова позволяют взглянуть на мир женщин в это время и их отношения друг с другом.

Аспасия

Аспасия Спор Сократа и Аспасии, Никола Андре Монсио, 1801 год.

Аспасия (Аспазия) была одной из самых могущественных женщин, живших в Древней Греции V века. Она родилась в Милете, древнегреческом городе на западном побережье Малой Азии, и приехала в Афины в юном возрасте. Позже она вошла в дом знаменитого полководца и политика Перикла. Точно неизвестно, какова была её роль в этом доме. Все древние источники о её жизни написаны мужчинами и, следовательно, подвержены предвзятости. Некоторые даже описывают её как гетеру, термин, используемый для описания элитных путан в Древней Греции.

Мраморный портрет-бюст Аспасии.

Некоторые историки склоняются к мнению, что Аспасия стала любовницей Перикла примерно в 445 году до н. э. после того, как он развёлся со своей женой. Как важный член его семьи, она обладала независимостью, неизвестной большинству древнегреческих женщин.

Она часто выходила на публику, а также принимала и развлекала многих представителей афинского высшего общества.

Интеллект Аспасии часто упоминается в древних источниках. В древней энциклопедии «Суда» говорится, что она была преподавателем риторики. Плутарх в своих писаниях рассказывает о том, что она даже вела философские дискуссии с Сократом. Говорят также, что она оказала необычное влияние на Перикла и его политические решения. Это вызвало большую критику со стороны политических соперников Перикла, а также драматургов того времени, которым нравилось включать политических деятелей в свои пьесы, Аристофан даже обвинял её в развязывании Пелопоннесской войны в Ахарнах. Таким образом, Аспасия является тем самым редким примером древнегреческой женщины, чей ум и интеллект позволили ей подняться до положения, не имеющего аналогов в греческом обществе.

Горго

Горго Царица Спарты Горго.

Спартанские женщины обладали гораздо большей физической свободой, чем другие древнегреческие женщины. С раннего возраста с ними обращались так же, как с мальчиками, с точки зрения их ухода и воспитания. Их важность заключалась в их способности оставаться здоровыми и, таким образом, обеспечивать спартанское государство здоровым потомством, которое станет успешными воинами. Они вступали в брак только тогда, когда достигали полной половой зрелости, и их поощряли регулярно заниматься спортом на открытом воздухе, часто обнажёнными.

Горго.

И совсем неудивительно, что спартанские женщины стали известны своей уверенностью, стойкостью и напористостью. Царица Спарты Горго – тот самый пример архетипической спартанской женщины. Горго была дочерью царя Клеомена I, правившего Спартой в 520-490 годах до нашей эры. Как дочь царя, а также его единственный ребёнок, она с юных лет была очень избалована. Характер её детства, возможно, объясняет её самоуверенность и напористость. Геродот частенько упоминал в своих писаниях о том, что она советовала своему отцу не участвовать в Персидских войнах в возрасте девяти лет.

Бронзовая статуя женщины из Спарты, 550-500 гг. до н. э.

К 490 году до нашей эры Горго вышла замуж за Леонида I, который позже стал царём Спарты. Леонид сыграл очень мужественную роль в Персидских войнах, встретив свою смерть в знаменитой битве при Фермопилах в 480 году до нашей эры. Но Горго также помогала Спарте в их военных усилиях. По-видимому, когда-то спартанским старейшинам было отправлено важное стратегическое послание в виде, казалось бы, пустой восковой таблички. Именно Горго хитро посоветовала им соскрести воск, чтобы обнаружить скрытое под ним послание.

Артемисия I

Артемисия I Артемисия I, портрет из сборника биографий Promptuarii Iconum Insigniorum, 1553 год.

Царица Артемисия I была правительницей восточных греческих городов Галикарнас, Кос, Нисирос и Калимнос в начале V века до нашей эры. Во время персидских войн в начале V века большая часть этой части Древней Греции была в союзе с персами против остальной Греции. Сама Артемисия стала близким союзником персидского царя Ксеркса во время войны.

Она пыталась предостеречь Ксеркса от участия в битве при Саламине в 480 году до н. э. из-за рисков, связанных с его местоположением. Как оказалось, значительно превосходящие численностью греки использовали умную тактику, чтобы победить большой персидский флот и его союзников. Эта битва считается поворотным моментом в войне, и историки сегодня рассматривают её как решающий момент в истории запада.

Битва при Саламине, Вильгельм фон Каульбах, 1868 год.

Артемисия спустила на воду пять своих собственных кораблей против греков при Саламине и лично была капитаном одного из кораблей. Она уникальна среди древнегреческих женщин тем, что активно участвовала в военных действиях и сражалась бок о бок с мужчинами.

Геродот в своих писаниях рассказывал о её роли в битве. В самом начале она оказалась в ловушке между вражескими и персидскими кораблями. Чтобы спастись, она потопила ближайший корабль, дабы освободить себе проход. Этот корабль оказался судном союзников. Царь Ксеркс с восхищением наблюдал за происходящим с берега, упиваясь её мастерством и храбростью. Говорят, что, наблюдая, как его флот терпит поражение, он произнёс знаменитые слова: «Мои мужчины стали женщинами, а мои женщины – мужчинами».

Анита Тегейская

Анита Тегейская Эпитафия дельфину, перевод Юрия Францевича Шульца.

Анита из Тегеи (Анита Тегейская), древнего поселения на греческом Пелопоннесе, жила в начале III века до нашей эры. О её жизни мало что известно, но она одна из четырёх поэтесс женского пола, чьи работы включены в греческую антологию. Это была коллекция произведений различных авторов, собранных воедино в поздней античности. Анита наиболее известна своими эпитафиями, написанными для женщин и, что интересно, животных.

Римская мозаика, изображающая колесницу с четырьмя лошадьми, IV век н. э.

В её работах есть отголоски Сафо, которая позволила взглянуть на жизнь древнегреческих женщин. Анита также была очарована природным и животным миром. Греки верили, что между людьми и животными можно провести много параллелей. Большая часть её работ сохранилась и до наших дней, и каждая из них заставляет задуматься над многими вещами.

Олимпиада Эпирская

Олимпиада Эпирская Слева направо: Кулон с камеей из резного оникса, изображающий Александра Македонского и Олимпиаду бок о бок, XVII век. \ Золотой медальон с изображением Олимпиады, выпущенный от имени императора Каракаллы в честь Александра Македонского, 215-243 гг.н. э.

Олимпиада Эпирская вышла замуж за македонского царя Филиппа II около 357 года до нашей эры. Она родила ему двоих детей, один из которых вырос и стал величайшим воином Древней Греции, Александром Македонским. Невероятные военные достижения Александра сделали его легендарной фигурой даже сегодня, но Олимпиада также вела свою собственную увлекательную жизнь.

Кассандр и Олимпиада, Жан-Жозеф Тайласон.

Когда Александр был ещё ребёнком, Филипп развёлся с Олимпиадой и снова женился на женщине по имени Клеопатра. Отношения между Филиппом и Олимпиадой стали враждебными после развода, и позже она удалилась в свой родной Эпир. В 336 году до нашей эры Филипп был убит неизвестным убийцей. Вскоре после этого Олимпиада вернулась в Македонию и воспользовалась возможностью убить Клеопатру и её маленькую дочь. Этот жестокий поступок проложил Александру путь к трону.

Олимпиада и Александр

Но в 323 году до н. э. он умер в относительно молодом возрасте (тридцать два года) из-за смертельной болезни. После этого Олимпиада оказалась втянутой в борьбу за его трон. Двое мужчин, Полиперхон и Кассандр, соперничали за власть. Полиперхон заручился помощью Олимпиады в надежде, что её связи пойдут ему на пользу. Они начали совместную атаку на Кассандра, но его силы были слишком сильны, и Олимпиада в конце концов была вынуждена сдаться. Она была осуждена Македонской ассамблеей, а затем убита родственниками тех, кого она убила.

Олимпиада представлена древними источниками как жестокая, амбициозная и принципиальная женщина. Акцент также делается на её преданности культу Диониса, известному своими дикими, экстатическими ритуалами. Трудно сказать, было ли ею движимо отчаяние или безжалостность. Но она, безусловно, была уникальна в своей способности стоять лицом к лицу с самыми могущественными мужчинами своего времени.

Лисимаха I

Лисимаха I Амфора панафинийской победы с изображением Афины Полиас в полном боевом облачении на жертвенном алтаре, 550-540 гг. до н. э.

Большинство древнегреческих женщин были отстранены от общественной жизни. Но было одно важное исключение из этого правила – жрицы. Самой почитаемой жрицей в Афинах была жрица Афины Полиас, богини Акрополя. Необычно, что замужние женщины могли занимать этот религиозный пост, и это была работа на всю жизнь. Одной из самых известных жриц Афины Полиас была Лисимаха I.

Она дожила до восьмидесяти восьми лет и воспитала в своей семье четыре поколения детей. Это само по себе необычно, учитывая низкую продолжительность жизни в то время. Плиний Старший писал, что она занимала должность жрицы в течение шестидесяти четырёх лет. Он также говорил, что город Афины почтил её службу портретной статуей скульптора Деметрия. Это была исключительная привилегия, предоставленная женщине.
Некоторые учёные полагают, что прототипом персонажа «Лисистраты», созданной драматургом Аристофаном, послужила Лисимаха.

Мраморный портрет головы пожилой женщины, часто идентифицируемой как Лисимах, римская копия греческого оригинала IV века до нашей эры.

Лисистрата появляется в комедийной пьесе, но она серьёзный и прагматичный персонаж. Это было необычно для Аристофана, но вполне подходило для персонажа, основанного на уважаемой афинской жрице. Лисистрата также представлена как идеализированная гречанка.

Трудно сказать, было ли это истинным отражением самой Лисимахи. Но эта очаровательная афинская леди является редким примером женщины, занимавшей престижное положение в обществе, которое принадлежало к самому могущественному городу-государству Древней Греции в V веке до нашей эры.

В продолжение темы, читайте также о том, как развлекались древние греки, и почему Античный театр был так важен для них.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится