Предпосылки появления литературного направления
Французский романтизм появился после того, как общество на рубеже XVIII-XIX веков подверглось глобальной ломке. Основным событием стала Великая Французская революция. Бурные события в политической и общественной жизни страна переживала три десятилетия подряд. За это время свергают королевскую династию Бурбонов, в стране разворачивается Гражданская война, затем республика оказывается низвергнута, а Бурбоны возвращают себе власть.
Все это оказало влияние на развитие литературы, в том числе на формирование французского романтизма. Для публицистических и художественных произведений решающее значение имело переосмысление итогов всех этих событий, последствий революции.
Теоретическое обоснование
Зарождение французского романтизма связано с такими именами, как Анна де Сталь и Шатобриан. В формировании эстетики самого направления роль сыграл трактат де Сталь под названием "О литературе, рассмотренной в связи с общественными учреждениями". Он увидел свет в 1800 году.
Давая общую характеристику французского романтизма, стоит отметить, что именно в этой работе впервые была сформулирована идея прогрессивной эволюции. Автор выступает за развитие творчества, которое должно происходить на фоне перемен в обществе.
В 1802 году с такой же идеей выступает Шатобриан в "Гении христианства". В своем трактате "Опыт о революциях", написанном пятью годами ранее, он размышляет о том, каким должен быть образ романтического героя. Шатобриан утверждает, что революция заложена в человеке природой, она отождествляет его неспособность удовлетворяться существующим вокруг положением вещей. В этом плане большое значение для писателя приобретает учение о природе и цивилизации Руссо. В нем философ отмечал, что считает свободным человека только в его природном состоянии, при этом у Шатобриана бегство от цивилизации приобретает однозначно индивидуалистический оттенок.
В результате в раннем французском романтизме появляется страдающая и одинокая личность, которая нигде не может найти ни утешения, ни покоя. Одним из первых образцовых романтических героев в мировой литературе становится Рене из одноименной повести Шатобриана. За это его называют основоположником французского романтизма. Рене - классическое воплощение мировой скорби.
Второй этап
В 19 веке французский романтизм продолжает развиваться. Его второй этап связан с Реставрацией, которая пришлась на 1815-1830 годы. Реакция, наступившая в обществе, отразилась и на романах.
Главным фактором, начавшим определять литературную политику, становится противопоставление классицизма и романтизма. В данном контексте классицизм становится официально признанным искусством, которое превращается в оружие политической борьбы. Французский романтизм 19 века - это литература будущего, которая прочно ассоциируется с обновлением. При этом в его рамках оживают мистические и религиозные тенденции.
С 1820 годах во Франции издаются журналы, на страницах которых в полемику вступают знатоки нового литературного направления. В 1827 году все самые значительные авторы того времени объединяются в группу "Сенекаль". В нее входят Виктор Гюго - глава французского романтизма, Альфонс де Ламартин, Альфред де Виньи, де Мюссе. Они объединяются вокруг изучаемого понятия, которое им кажется символом нового искусства, которое должно стать искусством свободы и правды.
Зарождение исторического романа и расцвет драмы
Рассказывая кратко о французском романтизме, стоит отметить, что одной из его отличительных черт стал исторический роман. С этим временем связан расцвет историографии. Гизо, Тьерри, Менье, Тьер выступают с идеей закономерности, которую активно поддерживают многие интеллектуалы того времени. Особое миропонимание и мировоззрение французских романтиков формирует новую философию истории.
Следствием этого становится зарождение исторического романа, которое происходит в 1820 годы. Это одна из главных особенностей французского романтизма. Следом расцветает драма.
Своеобразным манифестом становится предисловие к драме "Кромвель", которое пишет глава французского романтизма Виктор Гюго. В нем он формулирует ключевые принципы новой драмы, а также пять основных принципов самого романтизма. По мнению Гюго, эти принципы заключались в праве автора соединять в одном произведении классическое с трагическим, а безобразное с прекрасным. Он выступал против правил "трех единств", требовал дать писателю абсолютную свободу в выборе художественных приемов и средств. Также выступал за локальность и местный колорит в текстах, соблюдение достоверности.
Третий этап
Говоря кратко о французском романтизме в литературе на третьем этапе, нужно упомянуть, что его главными действующими лицами становятся Жорж Санд и Виктор Гюго.
Гюго - известный поэт и романист, сыграл решающую роль в общественном движении во Франции того времени и развитии литературы. На вершине карьеры он оказался в 1820-1830 годы, когда выпустил наделавшие много шума социальные романы. Он выступал в роли реформатора поэзии французского романтизма, предлагая принципиально новые темы и ритмы, которые давали больше простора, освобождали от формальностей.
Разработанная им схема развития драмы разрушала существовавшую до этого эстетику классицизма. Господствовавших ранее представлений о непоколебимости эстетического идеала и художественных форм, с помощью которых он мог быть выражен, больше не существовало. Гюго доказал, что появление романтизма обусловлено исторической ситуацией.
В его драмах "Эрнани" и "Марион Делорм" складывается особый тип конфликта, характера, композиции, проблематики и языка, которые и составляют основу своеобразия французского романтизма. Развивает свои идеи он в драматических постановках "Рюи Блаз" и "Король забавляется".
Вершиной его творчества для многих становится роман под названием "Собор Парижской Богоматери", законченный им в 1831 году. Также эстетические принципы романтического писателя была озвучены в самых известных произведениях - "Девяносто третий год", "Труженики моря", "Отверженные", "Человек, который смеется". Все они, за исключением "Тружеников моря", являются преимущественно историческими, несмотря на тематическую, временную и проблемную специфику. События, которые ложатся в основу их сюжетов, Гюго рассматривает с позиций всечеловеческих понятий, противопоставляя ненависть любви, а зло - добру.
С помощью исторического колорита и в позднем французском романтизме он передает живой и узнаваемый облик описываемой им эпохи.
Прекрасное и ужасное
Этот роман, пожалуй, самый известный в творчестве автора. На первый план в нем выходит образ собора, который народ создавал на протяжении многих веков. В результате он стал символом не только религиозного, но и исторического, и философского начала. В системе персонажей три главных героя - это уличная танцовщица и цыганка Эсмеральда, звонарь Квазимодо и священник Клод Фролло.
В образе Эсмеральды ярко проявился французский романтизм в искусстве. Это возрождение интереса к личности человека, что становится одной из главных черт Ренессанса. Писатель применяет контраст, чтобы оттенить красоту девушки на фоне представителей социального дна, в изображении которых использует гротеск.
Главным антагонистом Эсмеральды становится архидьякон собора Фролло. Его можно охарактеризовать как средневекового аскета, который стремится подавить в себе живые чувства, презирает обычные человеческие радости. Однако любовь к Эсмеральде заставляет его кардинально пересмотреть свой взгляд на мир. Оказывается, что он не в силах справиться с собой, что заставляет его встать на путь преступления, облекая девушку на страдания и гибель. Возмездие Фролло настигает в лице звонаря Квазимодо, который, по сути, является его слугой. При создании его образа Гюго еще раз обращается к гротеску. Описывая уродливость его фигуры и лица, которые даже вызывают откровенный смех у окружающих, автор демонстрирует разительный контраст его внутреннего и внешнего миров. Квазимодо тоже полюбил Эсмеральду, но не за ее внешность, как Фролло, а за душевную доброту. Когда душа звонаря пробуждается после многолетнего сна, оказывается, что она прекрасна. Квазимодо, который по своему внешнему облику больше похож на зверя, в душе оказывается истинными ангелом.
Финал романа Гюго сродни шекспировской трагедии. Квазимодо сбрасывает с колокольни Фролло, затем проникает в склеп, где погибает рядом с телом казненной Эсмеральды.
В этом историческом романе одной из главных целей Гюго становится стремление передать атмосферу того времени и дух истории. Однако, в отличие от Вальтера Скотта, которого называли отцом исторического романа, француз не ставит в центр повествование какое-либо значимое событие. Реальные исторические персонажи становятся второстепенными, уступая место придуманным героями. Именно в них он находит противоречия времени, прослеживает движение тенденции движения к будущему.
В своем романе Гюго демонстрирует борьбу человека с роком, наследуя в этом опыт древнегреческой трагедии. При этом талант французского писателя позволяет ему создать произведение, более богатое по содержанию, чем вытекает из идеи, которая легла в основу самого романа. Расширение замысла связано с появлением у Гюго образа народа. Это многоликая и пестрая толпа, которую автор живописует с поразительным талантом и мастерством.
Живопись
Естественно, романтизм во Франции проявлялся не только к литературе, но и в других сферах культуры. Всемирную известность получили художники этого периода, ставшие яркими представителями данного направления.
Теодор Жерико - уроженец Руана. Появился на свет в 1791 году в состоятельной семье. Рисовать начал рано, в 1808 году окончил лицей, став учеником Карла Верне, известного в то время живописца. Однако вскоре молодой человек понял, что стиль учителя ему чужд. Он начал заниматься у другой знаменитости - Пьер-Нарсиса Герена.
Обучаясь у двух ярких представителей классицизма, Жерико при этом не стал их последователем. На многих производят впечатления его ранние произведения, которые патетичны, выразительны и максимально приближены к жизни. В них можно сразу угадать, как автор оценивает окружающую действительность. Яркий пример - полотно "Офицер императорских конных егерей во время атаки" 1812 года.
Многие произведение Жерико создавались в период, когда в зените славы во Франции находился Наполеон. Многие современники преклонялись перед императором, сумевшим покорить большую часть Европы. В таком духе написана и эта картина. На ней изображен солдат, скачущий в атаку. Его лицо выражает отвагу, решительность и бесстрашие перед лицом вероятной гибели. Вся композиция выглядит очень эмоционально и живо. У зрителя создается полное ощущение присутствия на поле боя.
Хорошо известна картина Жерико "Возвращение из России", которая описывает бредущих по заснеженному полю солдат французской армии, потерпевших поражение в войне 1812 года. В этом произведении впервые появляется тема борьбы человека со смертью. Развитие она получает на самой известной картине художника "Плот "Медузы". Он ее написал в 1819 году, выставив в парижском Салоне. На полотне запечатлены люди, ведущие отчаянную борьбу с морской стихией.
Сюжет основан на реальных событиях. Летом 1816 года фрегат "Медуза" потерпел крушение у берегов Африки, наткнувшись на риф. Из 149 человек, которые находились на борту, в живых остались только 15. Подробности крушения стали известны благодаря инженеру Корреару и хирургу Савиньи, которые были в числе спасшихся пассажиров фрегата. Вернувшись во Францию, они подробно описали трагическое путешествие.
На картине Жерико мы можем наблюдать пластичные, динамичные и выразительные образы. Добиться этого художнику удалось только благодаря долгой и кропотливой работе. Это шедевр французской живописи, в котором многие видели отражение революционных идеалов.
Архитектура
В архитектуре отличительной особенностью романтизма становится появление принципиально новых материалов, конструкций и строительных методов. К началу XIX века все большее распространение во Франции и Англии получают металлические конструкции. Для начала их начинают применять в инженерных сооружениях.
Широко используется металл после появления дешевой технологии получения железа.
Творческая проблематика романтизма оказывается значительно сложнее той, что была в классицизме. На первых порах он носит индивидуальных характер, пропагандируя полную творческую свободу.
Классическим сооружением изучаемого стиля становится оранжерея ботанического сада в Париже. В ней проявилось своеобразие французского романтизма. Она была возведена в 1833 году, став, по всей видимости, первой постройкой исключительно из стекла и железа. Чуть позже строится подобная оранжерея в парке Ледницкого замка.
Скульптура
В то же время романтизм получает развитие в скульптуре. Романтические веяния появляются в конце периода Реставрации. Они не подчиняются бытовавшим ранее эстетическим воззрениям, противоречат основным началам скульптуры, идут на уступки новому времени.
Большинство скульпторов использует новые стили и практики, как и живописцы того времени. Правда, в результате обходится без академического порядка. Чисто романтического направления в скульптуре придерживаются только единицы. Остальные пытаются найти компромисс с классицистами, уважающими и подражающими антикам.
Среди таких представителей золотой середины можно отметить Жан-Жака Прадье. Одно из его самых известных произведений - скульптурная группа "Сатир и вакханка". Представление этой работы вызвало настоящий скандал, так как многие узнали в персонажах самого скульптора и его бывшую любовницу.
Музыка
Романтизм в музыке господствовал примерно с 1790 по 1910 годы. В этот период произведения, которые относились к этому направлению искусства, воспринимались слушателями как наиболее эмоциональные и пылкие. Композиторы стремились с помощью музыкальных средств выразить богатство и глубины внутреннего мира человека. Музыка в то время становится индивидуальной и рельефной. Развитие получают разнообразные песенные жанры, в том числе баллада.
Считается, что непосредственном предшественником романтизма во французской музыке был композитор Луиджи Керубини.
Среди самых известных французских романтиков нужно отметить автора романсов, оркестровых, произведений и оперы "Кармен" Жоржа Бизе. Про него говорили, что он обладает удивительным талантом нюансировать силу звука, передавая ему особую и уникальную певучесть. С разной рельефностью он окутывал мелодию гармонией прозрачного сопровождения.
Еще одним ярким представителем этого направления был Гектор Берлиоз. Он считается создателем романтической программной симфонии. Его нововведения в области гармонии, формы и инструментовки сотворили настоящую революцию в классической музыке того времени.
В 1826 году он пишет знаменитую кантату "Греческая революция", которая становится отзывом на борьбу греков за свою независимость от Османской империи. В 1830 в дни Июльской революции в Париже звучит обработанная им для оркестра и хора "Марсельеза".
Его программным романтическим произведением становится "Фантастическая симфония". В ней он отражает субъективные переживания художника, тема несчастной любви в рамках этого музыкального произведения приобретает значение трагедии об утраченных иллюзиях.