Уроки рисования: профили древности
Предки современного человека умели создавать образы себе подобных еще в период палеолита. Сохранившиеся наскальные рисунки демонстрируют сцены из жизни пещерного человека, причем животные и люди, как правило, нарисованы в профиль.
В Древнем Египте голову человека изображали также с бокового ракурса, в то время как тело было развернуто к зрителю. Таких же правил придерживались ассирийцы и художники ранних периодов цивилизации Древней Греции. Дело в том, что рисование профиля требовало от мастера значительно меньше навыков, чем использование других ракурсов, позволяя тем не менее добиться сходства с оригиналом и реализовать цели произведения.
Одним из самых знаменитых древних профильных портретов стала «Парижанка», фреска из Кносского дворца на Крите, изображающая молодую девушку. Названная так первооткрывателем минойской цивилизации Артуром Эвансом, «Парижанка» демонстрирует стиль, в котором работали художники Древнего Крита.
С постепенным совершенствованием навыков античных мастеров появлялись и другие способы изображения человека, но к профилям продолжали обращаться довольно часто – прежде всего при чеканке монет. При изготовлении камей – украшений, которые ведут историю с четвертого века до н.э. и представляют собой барельеф, выполненный на драгоценных или полудрагоценных камнях, также часто прибегали к профильному изображению, которое было проще изготовить с максимальным сохранением сходства и с меньшим риском испортить камень в случае неудачи.
Профили античности можно разделить на «греческие» и «римские»: первые отличаются единой линией лба и носа, вторые – орлиным, крючковатым носом. Падение Римской империи и последующие времена средневекового упадка в изобразительном искусстве привели к утрате художниками навыков рисования человека вообще и профильных изображений в частности. Но именно монеты античности помогли спустя тысячелетие возродиться жанру портрета в Европе. Они стали образцом для художников новой культурной эпохи.
Кого и почему изображали в профиль в эпоху Возрождения
Начало эпохи Ренессанса связано с обращением к портрету человека, как живописному, так и психологическому. Художнику стала интересна личность того, кто появлялся на холсте, и внимание к человеку как к созидателю, творцу, вывело изображение человека на первый план. По прежним, средневековым, канонам, все внимание должны были приковывать к себе фигуры Христа, Мадонны и святых, к кому следовало направлять молитвы. Зрительный контакт между образом на картине и стоящим перед ней человеком достигался изображением этих фигур анфас. Тех же, кто не мог являться адресатом такого религиозного обращения, рисовали в профиль. Так традиционно изображали лицо Иуды на картинах с сюжетом Тайной вечери, так же поступали с образами бесов.
Картины раннего Возрождения часто создавали по заказу богатых ценителей искусства, а потому на холстах этого периода встречаются профили таких донаторов, жертвователей – как правило, смиренно склонившихся перед фигурой святого, но все же занимающих заметное место в композиции. Согласно традиции, мужчины-донаторы размещены по правую руку от святого, женщины – по левую.
Художники постепенно вносили в свои произведения все больше реализма, все дальше отходя от традиций средневековой живописи.
Лица для светских портретов долгое время писали в профиль – таким способом художники относительно легко добивались сходства. Один из самых ранних портретов содержит образ французского короля Иоанна II Доброго. Часто художнику заказывали посмертные портреты для семьи умершего.
Но с развитием навыков художников, появлением множества школ и при возрастающем интересе к произведениям живописи каноны менялись. Все большее значение уделялось правильной передаче сущности, личности персонажей, картины становились объемнее. Если в начале XV века фон для фигуры был однотонным и плоским, уже во второй половине на дальнем плане появляется пейзаж, картина приобретает глубину, возникает перспектива.
Становится популярным поворот лица на картине «три четверти», этот прием все чаще используется при выполнении заказов на одиночные портреты. Первым же, кто полностью «развернул» лицо на картине к зрителю, анфас, стал Альбрехт Дюрер, создавший в 1500 году революционный и даже эпатажный в своем роде автопортрет. Ранее такой ракурс допускался лишь при изображении святых.
Знаменитые профили
В дальнейшем устаревшая манера создания портрета постепенно сходила на нет. К профилям обращались лишь при необходимости, когда того требовали сюжет и композиция картины. Порой художнику требовалось обратить внимание зрителя к центру картины или, наоборот, за ее пределы, в таком случае прием с изображением профиля оказывался удачным.
В сфере чеканки монет и медалей роль профиля оставалась неизменной – портреты правителей и других выдающихся личностей продолжали изображать на металле и в новое время.
В рассказе О. Генри «Волшебный профиль» воспета трогательная любовь старой скупой миллионерши к воспитаннице, секрет которой заключен в том, что девушка очень похожа на женскую головку на серебряном долларе. Монеты с изображением на аверсе женского профиля действительно чеканились в Соединенных Штатах на протяжении нескольких веков. Голова девушки, изображенная на серебряном долларе, символизировала свободу.
Профильный портрет за счет относительной простоты исполнения может быть выполнен не только художником, но и обычным любителем рисования. Знаменитые зарисовки Александра Сергеевича Пушкина, которые становятся теперь самостоятельными экспонатами выставок, в основном состоят из профилей знакомых поэту людей, героев его произведений, автопортретов, которых Пушкин оставил более пятидесяти.
Схватывать главные черты человека и в несколько штрихов создавать похожее на оригинал изображение – в этом, пожалуй, и заключена как простота, так и большой потенциал профильного портрета, который всегда востребован, в том числе в карикатуре.