История чугунных украшений начинается в 1804 году, когда в Берлине начал работу Королевский чугунолитейный завод. Вместе с канделябрами и заборами завод начал выпускать медальоны, которые рассматривались как дешёвая замена медальонам из других металлов. Через два года к медальонам научились отливать тонкие узорчатые цепочки. Это позволило расширить рынок: чугунные украшения, благодаря их чёрному цвету, стало возможно продвигать как траурные.
Нам кажется странным, что даже во время траура женщин тянуло украшать себя, но в то время таковы были общественные установки, и показаться прилюдно совершенно без аксессуаров могли себе позволить только низшие слои общества. Может смущать тяжесть подобных изделий — но золотые украшения тоже немало весили. Пожалуй, даже побольше.
Вскоре к цепочкам и медальонам добавились ожерелья, В 1810 году чугунные украшения стали привлекать всё больше внимания покупательниц, потому что в моду вошёл неоготический стиль, и ожерелья из чёрного металла в него хорошо вливались. Тем не менее, чугунные украшения занимали даже меньшую нишу, чем украшения из меди, латуни и бронзы, которые производили для женщин из рабочей среды или крестьянства.
В 1813 году к России, которая вела войну с Наполеоном, присоединилась Пруссия. Прусская принцесса Марианна призвала своих подданных сдать золотые украшения для финансирования армии и первой показала пример, выйдя в свет в лишь чугунных украшениях с гравировками: «Я отдала золото за железо», «Для благосостояния нашей Родины» или с портретом Фридриха-Вильгельма III Прусского на оборотной стороне украшения. Сдавшие золото дамы демонстрировали пример патриотизма и само собой, закрепляли моду.Вскоре чугуном стали щеголять все прусские дамы. Сдавали даже обручальные кольца, заменяя их стальными. Производство на берлинском заводе резко взлетело вверх, изобретались всё новые и новые узоры, совершенствовалась техника изготовления.
После войны дамы вновь перешли на золотые украшения, но к чугуну достаточно привыкли, чтобы он на долгие десятилетия полностью занимал нишу украшений во время траура, которую так пытался завоевать ещё до войны. Выросшие объёмы производства, всё большая популярность путешествий в Европе помогли траурным чугунным украшениям распространиться и в других странах. Например, для многих они прочно связаны с образом Викторианской Англии, в которой вообще была очень развита культура траура. Появились модели, украшенные вставками полированной стали, золотом, серебром, эмалью.
Во время Первой мировой власти Пруссии снова попытались обратиться за золотом к женщине, но новая война, будучи не освободительной, а наступательной, не встретила такого понимания у дам. Золота собрали очень мало. Да и на чугунные украшения мода давно прошла: они были слишком хрупкими и не годились для ритма нового века, полного движения.