В Голливуде всегда хватало красавчиков с мужественным профилем и мускулистой фигурой. Почему же многие поколения зрителей полюбили именно Кирка Дугласа?
Наверное, потому что он выкладывался в каждой роли до последнего.
Кирк Дуглас родился в самый разгар Первой мировой. Его семья была настолько бедной, что позже знаменитый актёр честно назвал автобиографию «Сын старьёвщика». Однако юноша упорно вылезал из нищеты и стал студентом. Оплачивать учёбу помогали профессиональная борьба, а также работа официантом и коридорным. То есть будущая суперзвезда не чурался даже самой тяжёлой работы.
Когда началась Вторая мировая война, Кирк Дуглас, как почти все люди его поколения, отправился служить и провёл на флоте четыре года.
После победы Дуглас, ещё до войны игравший на Бродвее, пошёл в Голливуд.
«Туз в рукаве» / Ace in the hole (1951)
У нас этот фильм почти никто не знает — но на родине актёра историю о журналисте помнят и любят до сих пор. За что? За поразительную честность.
Пятидесятые годы. Расцвет тех США, о которых многие сейчас так сожалеют. В пустынное захолустье приехал матёрый журналист и предложил редактору газеты свои услуги. Но есть проблема — в местном Урюпинске отродясь не было никаких горячих новостей, к которым привыкла «акула пера».
Но настоящий профессионал нигде не пропадёт! Герой Дугласа прямо из едущей машины заметил толпу и узнал, что в пещере завалило человека. Пока остальные чесали в затылке, журналист пошёл и без дураков совершил подвиг. Но не только…
В нашу эпоху, когда fake news стали мемом, просто нереально представить, какую отвагу надо иметь для откровенного показа того, к чему приводят погоня за сенсацией и стремление людей, от шерифа до продавца хот-догов, нажиться на чужой беде. «Туз в рукаве» — прямо-таки плевок в традиционное американское общество и особенно в его прессу. Тогда фильм провалился — но позже стал классикой.
А Дуглас стал получать всё более яркие роли. Кого он только не играл — боксёра в «Чемпионе», продюсера в «Злых и красивых», лесопромышленника в «Больших деревьях», детектива в «Детективной истории», отважного гарпунёра Неда Ленда в одной из лучших экранизаций «Двадцать тысяч льё под водой» Жюля Верна, Дока Холлидея в вестерне «Перестрелка у корраля О. К.»…
«Тропы славы» / Paths of Glory (1957)
Один из наиболее известных и лучших фильмов о Первой мировой. Режиссёр Стэнли Кубрик с присущей ему дотошностью воссоздал «лунный ландшафт» той войны. Герой Дугласа — французский полковник Дакс, который первым поднимается в атаку и идёт впереди всех. Уцелеть практически нереально. Однако Дакс не только выжил сам, но и стал защищать солдат, которых несправедливо, «в назидание» остальным, отдали под трибунал.
«Викинги» / The Vikings (1958)
Культовый фильм всех советских мальчишек. «А помнишь, как он по топорам на стену лез?! А потом ими же косы девушке прибивал?!»
Конечно, историчность тут даже и не ночевала. Но тогдашний Голливуд никогда такую задачу и не ставил. Зато оцените, как старательно играет даже массовка.
«Спартак» / Spartacus (1960)
Наверное, самая известная роль Дугласа. И лучшая.
Его Спартак — не самый умелый боец, он проигрывал схватки другим гладиаторам на арене, а в начале фильма и вовсе не умел драться. Он не самый талантливый полководец — как мы знаем, Спартака всё же разбили.
Но Спартак отказался ублажать римскую знать, крикнув «Я не животное!». И за таким человеком рабы пошли на бой против непобедимых римских легионов. Не испугавшись даже лютой и позорной смерти на кресте.
Сценарий фильма тайно писал Далтон Трамбо, один из лучших сценаристов в истории кино. Почему тайно? Потому что Трамбо отказался предать своих товарищей с левыми взглядами, на которых в конце сороковых развернули настоящую охоту. Потерял работу, огромное состояние, сел в тюрьму — но не предал.
Именно Кирк Дуглас нанял Трамбо писать сценарий для «Спартака». И именно Дуглас публично объявил, что сценарий суперхита принадлежит человеку, которого выгнали из Голливуда, — выкусите, цензоры.
Трамбо победил — и вернулся в кино под своим именем.
Впереди у Дугласа было ещё немало исторических и военных фильмов — политический триллер «Три дня в мае», драма «По методу Харма», история освобождения столицы Франции «Горит ли Париж»…
Кирк Дуглас ушёл от нас, прожив больше ста лет. Но остались его фильмы — которые уже навсегда в истории кино. Спасибо ему за них.