Его пастельные портреты и по сей день изумляют и восхищают публику. И, видимо, поэтому в очереди к художнику стояла вся элита Европы — от монархов, до первых красавиц и представителей просвещённой интеллигенции.
Несколько страниц из жизни живописца
Швейцарский художник Жан-Этьен Лиотар (Jean-Etienne Liotard, 1702-1789), родился в Женеве в 1702 году и был тринадцатым ребенком в семье Анны и Антуана Лиотар. Его родители, будучи протестантами, иммигрировали еще до его рождения из Франции в Швейцарию по религиозным убеждениям. В Женеве, благодаря ювелирному ремеслу, его отец стал неплохо преуспевать и смог обеспечить своим детям достойное образование. И нужно отметить, что из некоторых источников известно, что у Жана-Этьена был брат-близнец - Жан-Мишель, а возможно просто старший брат, который также стал впоследствии художником, однако не имевшим такого ошеломительного успеха.
По иронии судьбы будущему художнику пришлось осваивать азы изобразительного искусства во Франции, на родине родителей. Туда юный Лиотар отправился в 1725 году, и около трех лет провел на обучении у гравера и миниатюриста Массе. После Парижа были Рим, Венеция, Амстердам, везде молодой художник знакомился с работами старых мастеров, учился всему новому и искал свой неповторимый стиль. Именно в Италии Жан открыл для себя пастель, ставшую его любимой техникой и прославившей его на всю Европу. К слову сказать, это изобразительное средство было весьма распространено среди европейских художников в 18 столетии, невзирая на сложность в хранении.
Талантливый молодой художник утверждал, что именно этот изобразительный материал натуральнее всего передает колорит и тончайшие переходы светотени и красочные полутона. И со временем, овладев этой техникой в совершенстве, он становится самым востребованным живописцем своего времени.
Основным направлением своего творчества живописец избрал жанр пастельного портрета, который стал его визитной карточкой. Хотя в наследии художника есть полотна исторического жанра. И что интересно, свою живопись он создавал не только в технике пастели, Лиотар иногда в своей работе использовал и мел, и краски, и эмаль. При этом ему всегда удавалось находить нечто новое, раскрывающее образ каждой его модели. Из воспоминаний современников: "Он наблюдал, как делают другие, и ... делал все по-своему". Именно эта черта позволила развить живописцу в своем мастерстве оригинальность и вкус. Лиотар всегда стремился к независимости и неповторимости, как в жизни, так и в искусстве.
Ведь не зря образ самого художника был настолько колоритен, что вызывал неподдельный интерес у окружающих. Об этом можно судить по многочисленным автопортретам Лиотара, на которых художник изображал себя улыбающимся, иногда со щербатым ртом, закутанным в турецкие одежды или в высоких меховых шапках. Кроме всего прочего публику поражала его борода, напоминающая огромное гнездо, которую он носил смолоду и до самой женитьбы. А женился живописец, в возрасте 54 лет на женщине, гораздо моложе себя. Она то и заставила сбрить знаменитую бороду. Нужно заметить, что этот факт был весьма странным. Биографы недоумевали, как набожная голландка посредственной внешности из небогатой семьи, к которой Лиотар вряд ли питал возвышенные чувства, смогла убедить художника срезать колоритную бороду. Ведь на протяжении многих лет она была "фирменным знаком" художника.
Как то один английский критик однажды с едким сарказмом заметил, что именно борода была реальной мерой успеха художника, и в этом, конечно же, была, несомненно, доля правды. Во многом, благодаря своим автопортретам, Жан-Этьен Лиотар и приобрел себе славу и популярность.
За 35 лет супружеской жизни у четы Лиотар родилось пятеро детей. И все эти годы уже пожилому художнику пришлось без устали работать, чтобы прокормить большую семью.
Последние годы жизни провел в небольшом городишке под Женевой.Именно в те годы он напишет натюрморты, за которые впоследствии будут буквально вести жесткую борьбу коллекционеры и известные галереи.
Живописец европейской элиты 18 столетия
Так сложилось по судьбе, что жизнь швейцарского художника складывалась из счастливых случайностей и обстоятельств, которыми мастер, одаренный помимо художественного таланта практическим умом и харизмой, умело воспользовался.
Много лет жизни Лиотару пришлось провести в странствиях, во время которых он побывал во многих городах и странах. Он путешествовал как спутник знатных особ. К слову, в ту эпоху художникам довольно часто приходилось сопровождать влиятельных лиц, дабы запечатлевать важные события их жизни. Многие были готовы платить за это огромные деньги.
Так, его самой постоянной клиенткой была императрица Мария Терезия в Вене. Портреты ее детей художник писал на полупрозрачной бумаге, добиваясь исключительной точности в воспроизведении модели и необычного, нежного блеска: облик каждого ребёнка будто просвечивался сквозь перманент. Императрица с этими портретами не расставалась, беря их с собой даже в путешествия. Во многом это способствовало распространению славы о художнике по всей Европе.
За свою творческую карьеру мастер написал огромное множество портретов выдающихся людей той далекой эпохи. Все приходили в восторг от его портретов, на которых было поразительное сходство лиц, законченность в изображении одежды и украшениях, а также максимальная красочность, какой только можно было достичь, работая пастелью.
Именно, благодаря реалистичности и точности в работе художник снискал себе европейскую славу и приобрел высоких покровителей. Он встречал радушный прием и при многих монарших домах, и у римского папы в Риме, и у турецкого султана в Константинополе. Побывав в Турции, художник вернулся оттуда не только еще более знаменитым, но и преобразившимся внешне. В Европе его начнут называть "турком" из-за турецкой одежды, в которую облачался художник до конца своих дней и бороды.