Маленькая биография маленькой Пенелопы
Отец Пенелопы сэр Брук Бутби, баронет, слыл натурой романтического склада. Он увлекался идеями Руссо, сам писал литературные произведения, занимался переводами, водил дружбу с художниками и представителями английской интеллигенции. В свои сорок лет он женился на Сюзанне Бристоу, и в 1785 году молодые супруги стали счастливыми родителями маленькой Пенелопы.
Для того, чтобы устроить семью с комфортом, баронет привел в порядок родовое поместье Эшбурн в графстве Дербишир, там девочка и росла, в атмосфере абсолютной любви, окруженная постоянным родительским вниманием, которое для общества конца XVIII века было явлением скорее непривычным. Сэр Бутби заказал портрет трехлетней Пенелопы известному и уже титулованному художнику того времени – Джошуа Рейнольдсу.
Несколько сеансов позирования доставили всем участникам радость, Рейнольдс умел общаться с детьми, и маленькая мисс Бутби успела очень к нему привязаться, потому и фигура на холсте получилась живой и естественной. Изображенная на картине в обычной для того времени одежде для девочек, в большом головном уборе, Пенелопа приобрела широкую известность – это был едва ли не первый портрет такого рода. Произведение получило со временем второе название – «Чепчик», под которым и вошло в историю.
Увы, в возрасте немногим меньше шести лет Пенелопа внезапно заболела, и через месяц ее не стало. Девочку лечил дед знаменитого ученого, врач Эразм Дарвин. По-видимому, причиной трагедии стала некая инфекционная болезнь – точный диагноз поставить не удалось. Пенелопу похоронили в местной церкви Святого Освальда, а уже в следующем, 1792 году, отец поручил скульптору Томасу Бэнксу создать надгробие из каррарского мрамора. На камне были выбиты надписи на четырех языках, свое место заняли не только цитаты из Библии, но и выдержки произведений Руссо.
Пенелопа Бутби в искусстве
Браку сэра Брука и Сюзанны эта смерть нанесла сокрушительный удар, вскоре супруги расстались и уже не поддерживали никаких отношений, даже похоронена леди Бутби была под своей девичьей фамилией. Отец Пенелопы посвятил памяти дочери сборник сонетов, выпущенных под названием «Священная скорбь в память о Пенелопе». Художнику Иоганну Генриху Фюссли он заказал картину «Апофеоз Пенелопы Бутби».
Дела Брука Бутби после смерти Пенелопы и отъезда жены пришли в упадок, он разорился, поместье было передано в аренду. Что касается художника Джошуа Рейнольдса, создавшего знаменитый портрет, он умер вскоре после своей маленькой натурщицы, в 1792 году, оставив после себя значительное художественное наследие.
А картину «Чепчик» спустя несколько десятилетий ждал небывалый успех. Новая, викторианская эпоха принесла и новые ценности, как семейные, так и художественные, и изображение девочки в старомодном наряде стало трогательным напоминанием об эпохе романтизма. Портрет Пенелопы Бутби вдохновил на создание собственного произведения прерафаэлита Джона Эверетта Милле, который обладал талантом чувствовать запросы публики, в чем его сатирически уличил карикатурист Макс Бирбом.
Ностальгия по старой Англии
В соответствии с концепцией прерафаэлитов, художник писал свои картины с натуры. Моделью для «Спелой вишни» стала Эди Рамадж, именно ее портрет заказала Джону Милле ее семья. В костюме Пенелопы Бутби с картины Рейнольдса четырехлетняя Эди появилась на лондонском костюмированной балу в 1879 году. Картина была написана, художнику выплатили гонорар, а дальше началась самостоятельная история популярности портрета. Репродукции картины «Спелая вишня» стали едва ли не самым тиражируемым изображением в Англии, ими украшали и домашний интерьер, и упаковку создаваемой продукции.
Репродукция картины Милле долгое время печаталась на коробке с продукцией одной из старейших английских компаний по производству мыла. Образ Пенелопы стал источником вдохновения и для создателей популярной куклы викторианской эпохи – Маленькой мисс Маффет, героини народной потешки про девочку и паука. Мода на портреты девочек в старомодных костюмах захватила Англию, сам Милле выполнял множество заказов от родителей маленьких англичанок.
Льюис Кэрролл, увлекавшийся фотографией, создал серию снимков по мотивам портрета Пенелопы. Для писателя позировала Экси Китчин, дочь преподобного Джорджа Китчина и крестница английской королевы-консорт Александры. Экси, несмотря на то, что была значительно старше маленькой Пенелопы, казалась Кэрроллу идеальной моделью для воплощения образа девочки викторианской эпохи.
Получилось так, что несмотря на свою маленькую жизнь, Пенелопа стала символом уходящей в прошлое эпохи – ностальгическим образом старого уклада жизни, мирного и спокойного детства. Возможно, популярность ее портрета и была частично связана с ранним уходом из жизни, который превратил обычную маленькую девочку в ангела британского изобразительного искусства.