Перуанские кадеты и советские суворовцы: что между ними общего?
714
просмотров
Перу на пороге реформ — и СССР послевоенного периода. Классовая сегрегация и всеобщее равенство. Дедовщина и ответственность старших за младших. Перуанская разнузданность и советский наивняк… Чем различаются герои книг: перуанские кадеты из романа Марио Варгаса Льосы и суворовцы из мемуаров Артура Белова? И что между ними общего?

Контекст

Марио Варгас Льоса, лауреат Нобелевской премии, написал роман «Город и псы» в 1963 году. Он воспроизвёл в нём атмосферу военного училища, где перед окончанием средней школы провёл «по семейным обстоятельствам» 1950 и 1951 годы.

Льоса на фоне того самого училища имени Леонсио Прадо всем своим видом излучает приятную ностальгию по кадетским годам

Вероятно, сам Марио стал прототипом кадета по кличке «Писатель». Один из ключевых персонажей, лейтенант Гамбоа, утверждает, что семьи сдают в военные интернаты «трудных» детей: тех, кто «растёт соплёй», или тех, по ком в 13 лет уже тюрьма плачет.

Роман о том, что в стенах училища сконцентрировались все возможные пороки общества… и, вместо того чтобы помогать формированию личности, армейская система калечит её.

Артура Белова, автора «Мы — из Казанского суворовского», у которого отец погиб в Великую Отечественную, а мать продолжала нести службу с частыми переездами, в 11 лет (1949 год) приняли в Казанское СВУ, где он прошёл полный курс обучения.

Маленький Артур Белов у знамени училища

Мотивация у мальчика Артура и его товарищей, конечно, сильно отличалась от перуанской. Подростки хотели соответствовать высоким моральным стандартам победителей в Великой войне. Они верили в светлое будущее, которого можно достичь только сплочёнными усилиями и постоянной работой над собой. И отдавали себе отчёт в том, что Родина прилагает колоссальные усилия, чтобы создать в СВУ все условия для этого.

Кино, вино и домино

Училище из романа Льосы располагает пристройкой из цемента, под цинковой крышей. Летом помещение превращается в огненную печь, а зимой — в холодильник. Внутри стоят ряды грубых скамеек, и вообще-то это актовый зал. Раз в неделю там показывают кино, а однажды произошла массовая разборка между кадетами второго и третьего курсов. Или вот ещё: замшелый бассейн с тучами вьющихся над ним москитов… Как-то грустно обстоит дело с инфраструктурой.

Возможностей для самоподготовки немного, и свободное время кадеты проводят в умывалках, где играют в карты на деньги, курят и распивают тайком принесённый алкоголь.

Струнный оркестр Казанского СВУ времён Белова

В СВУ времён Белова тоже шалили… но не в таких масштабах. В расшибалочку играли, да. И в самоволки бегали. И подушками кидались во время тихого часа. Но сами же построили настоящий футбольный стадион, оставшийся для кадет последующих поколений. И актовый зал был в училище красивый, просторный. А ещё уроки музыки, и фехтование, и танцы.

Дедовщина

Белов утверждает, что в казанском СВУ её вообще не было. Наоборот: на старших равнялись, на них можно было рассчитывать, если требовалась помощь в учёбе или самообслуживании.

«В благодарность за это пацанята добровольно таскали старшим что-нибудь из столовой, отрывая от себя: булочку, кулебяку. Если „покровитель“ вдруг попадал в карцер, находившийся на первом этаже рядом с комнатой дежурного по училищу, то „арестанту“, сидевшему на простой пище, подшефные хлопчики таскали еду и просовывали её в щель под дверью».

«Крещение псов» — развлечение не только для участников процесса, но и для широкой публики

То ли дело у перуанцев. Кадет первого года обучения называют «псами» и «крестят» в течение месяца, подвергая унижениям и физическому насилию во всех возможных формах. Так развлекаются кадеты второго года. Их, в свою очередь, гнобят кадеты третьего.

Для них это значит «быть настоящим мужиком».

Оружие и учения

У перуанцев — винтовки со штыками. Модель не уточняется, но, видимо, это МОР (Mauser Original Peruano) образца 1909 года. На FAL перуанская армия перешла только в 1956, а до этого — например, во время перуанско-эквадорского конфликта 1941 — активно использовались «маузеры».

Учения проводились за пределами военного городка, на пересечённой местности, благо ландшафт подходящий. Чтобы не «зацепить» кого-нибудь из местных, на высоту, предназначенную для взятия, предварительно отправляли патруль для «зачистки».

Суворовцы практиковали стрельбу из мелкокалиберного оружия (винтовок ТОЗ-5, -6 или пистолета Марголина) в собственном тире, а также из карабина калибра 7,62 мм (во время летних лагерей).

Любовь

У суворовцев она в основном к родине. И публичных домов в СССР не было. И нагрузки у наших кадет были побольше — всякие там кружки и секции…

Волейбол, например

Однако ничто человеческое им было не чуждо. Белов пишет, что, помимо чаепитий и прогулок с барышнями в городском парке, старшеклассники развлекались следующим образом:

«Между столовой и кухней был небольшой коридор, по которому официантки носили приготовленные блюда или использованную посуду. Ребята выключали свет в коридоре, выбирали молодую официантку и в то время, когда руки у неё были заняты посудой или подносом с тарелками, налетали и начинали общупывать её выступающие детали, углубляя практически свои теоретические знания по женской анатомии».

В военном училище имени Леонсио Пардо женского персонала не было, поэтому для углублённой практики курсанты ходили в публичный дом. Подробности этих посещений в русском переводе заботливо вымараны.

Ну, в крайнем случае можно и так, наверное...

Прогулки под луной? Конечно, тоже бывали. Перуанцы с младых ногтей разграничивают область чувств, где женщины для любви, и область физиологии, где проститутки и не только.

Живой уголок

У суворовцев — огородик, обеспечивавший кадет витаминами. Они же за ним и следили. Ну и тырили оттуда то смородину, то морковку, то лук, который ели на спор — кто быстрее. Без соли, как яблоки.

У перуанцев вопрос недостатка витаминов не стоял. Зато стояли другие вопросы. В оригинале описываются акты содомии в отношении собаки Худолайки и курицы из офицерского курятника. Курицу, кстати, после употребления зажарили на костре и съели, не побрезговали. Понятно, что в русском переводе от этих эпизодов не осталось и следа.

Белов, впрочем, рассказывает, что его товарищи тоже один раз поймали заблудшую рябу и, как сумели, запекли. На большее, к счастью, фантазии не хватило.

После всех сравнений остаётся главный вопрос: читать ли оба романа?

Безусловно. И Льосу, и Белова, причём лучше подряд. Этакий контрастный душ получится. В итоге вы испытываете острую ностальгию… по утраченной невинности.

Во всех смыслах.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится