Биография
Франсиско Гойя-и-Лусиентес родился 30 марта 1746 г. в арагонской деревне и учился живописи в мастерской сарагосского художника Хосе Лусано-Мартинеса. Творчество испанского художника, развивавшееся на рубеже XVIII-XIX веков открывает искусство новой исторической эпохи. Его картины, рисунки и гравюры отражали исторические потрясения и оказали влияние на многих талантливых художников. Образные решения Гойи были отмечены особым, отличным от прошлого, художественным видением мира. Как ни один из великих мастеров Испании, Гойя воплотил в своем искусстве трагедию и героические чаяния испанского народа, переживавшего в это время один из самых бурных периодов своей истории. Франсиско Гойя утверждал, что восхищался тремя мастерами: Веласкесом, Рембрандтом и, прежде всего, природой. Офорты Рембрандта были его источником вдохновения и научили языку реализма. Картины Веласкеса направили и усмирили его творческий мятежный характер. А природа... природа подарила миру невероятно талантливого художника и мастера всех времен.
Интересные факты о художнике
Официальные портреты Гойи при испанском дворе написаны в роскошном виртуозном стиле и подчеркивают богатство и власть королевской семьи. С другой стороны, в своих работах Гойя мастерски скрыл критику нецелесообразности и неэффективности правления властителей и их ближайшего окружения.
Гойя является одним из величайших мастеров офортов. За свою карьеру он создал четыре основных серии офортов. Эти работы отражают оригинальность художника и его истинное мнение о социальных и политических событиях его дня даже больше, чем его картины. Предмет его офортов меняется от сказочного к гротескному, документального к воображаемому и от юмористического до сатирического.
Женщины занимают центральное место в творчестве Гойи, и его изображения махасов (диковинных представителей низших классов Испании в 18-м и 19-м веках), ведьм и королев являются одними из его самых смелых и современных интерпретаций.
Поздние картины Гойи являются одними из самых мрачных и загадочных его творений. За три года до того, как он покинул свою родную страну, Гойя написал 14 картин прямо на штукатурке стен своего сельского дома в Мадриде. Эти работы, известные под общим названием «Черная живопись» (1821), изображали ужасные сверхъестественные сцены. Эти произведения не имели аналогов в живописи в того времени, выражая трагические порождения фантазии художника. Это пессимистические выражения стареющего, глухого гения, который разочаровался в обществе и борется со своим здравомыслием. Живя в изгнании в Бордо, Франция, художник умер 16 апреля 1828 года.
«Капричос»
«Капричос»— знаменитая серия работ, состоящая из 83 офортов графической серии (1793—1797) - непревзойденный образец фантастически смелого, неповторимо острого реалистического гротеска. Эти работы были художественным экспериментом: средством осуждения художником глупостей испанского общества, в котором он жил. Критика обширна и кислотна: он высказывается против суеверий, невежества и неэффективности правления различных членов правящего класса. Сам Гойя описал этот цикл как изображающий «неисчислимые недостатки и глупости, которые можно найти в любом цивилизованном обществе». «Капричос» была сплошной критикой Испании XVIII века и человечества в целом. Неформальный стиль, а также изображение современного общества, найденное в офортах, делают Гойю предшественником модернистского движения почти столетие спустя.
Маха на картинах Франсиско Гойя
Шедевры живописи Гойи включают картины «Махa обнаженная» и «Махa одетая» (ок. 1800-05).
«Бедствия войны»
1808 год стал годом потрясений для всей Испании. Она была оккупирована французами, в Мадриде вспыхнуло восстание, приведшее к затяжной партизанской войне. Под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны» (1810–1814), который рассказывает об ужасах наполеоновского нашествия.
Портреты Гойи
Значительное место в творчестве мастера занял портрет. И здесь поразителен размах творческой эволюции Гойи от парадных портретов в духе традиций XVIII в. (например, портрет маркизы Понтехос, ок. 1787; Вашингтон, Национальная галлерея) до произведений, предвосхищающих самые смелые достижения реалистического портрета XIX столетия. Гойе-портретисту присуще необычайно яркое чувство личности — умение с захватывающей силой воспроизвести реальный облик человека и индивидуальные особенности его душевного склада, обладающего всегда какой-то повышенной напряженностью.
У Франсиско Гойи не было непосредственных последователей, но его оригинальные достижения глубоко впечатлили французских художников позднего XIX века - например, Эжена Делакруа, который был одним из его великих поклонников. Работами Гойи продолжают восхищаться экспрессионисты и сюрреалисты XX и XXI веков.