Непростая чумацкая работа
Несмотря на то, что доставка соли из Крыма является давним промыслом, чумаки появились на Руси лишь в конце XIV века. Во многом сопутствовали этому упадок монгольской империи – Золотой Орды, а также новые географические открытия торговых путей из Европы в Азию. Последние поспособствовали тому, что цены на экзотические и дорогие до этого пряности и специи существенно снизились.
Потеря Золотой Ордой своих могущества и авторитета превратило Причерноморские степи в ничейные – Дикое поле. Это сделало «соляные торговые маршруты», которые проходили по этих землях, весьма опасными. Крымский хан стал вассалом Османской империи, и торговля с христианской Европой практически полностью приостановилась.
Однако такое положение дел не было выгодно ни европейцам, ни крымчакам. Осознав это, хан заключил с королем Польши договор, по которому купцы из Киева, Чернигова, Луцка, Староконстантинова и других городов, в то время пребывающих под властью Речи Посполитой, приглашались в Крым. С Руси потянулись обозы в Кафу, Перекоп и Хаджибей.
Чтобы стимулировать торговые отношения, крымский хан обеспечивал русским купцам охрану, так называемую «татарскую сторожу». Кроме этого крымчаки взяли на себя расходы по компенсации любых убытков, которые нередко наносили торговцам местные злоумышленники.
Вместе с этим в степи набирала силу Запорожская Сечь – один из самых неудобных военных противников кочевников. Таким образом торгово-транспортное сообщение с Крымским полуостровом стало относительно безопасным для чумацких караванов. Это была середина XVI столетия.
Чумацкие валки
Отправляться через степи в Крым в одиночку было настоящим безумием. Кроме того, это было абсолютно нерентабельно. Именно поэтому чумаки организовывались в торговые караваны, называющиеся валками. Количество возов, которыми владел один чумак, указывало на степень его зажиточности: начинающие имели их от 3 до 5, состоятельные – 30-40, а очень богатые – и до сотни.
Валка делилась на 6-8 «батовых», в каждой из которых было по 5 возов. Таким образом, чумацкие караваны состояли из 30-40 возов. Иногда, правда, их численность могла доходить и до полутора сотен, однако такие крупные «товарные поезда» были невыгодны на длинные расстояния.
Все дело в том, что в степи присутствовали ограничения по пресной воде. Колодцы располагались на расстоянии примерно 25-30 километров друг от друга, а за один раз из него можно было напоить максимум 70-80 волов.
Что касается внутренней иерархии среди чумаков в валке, то у каждой «батовой» был свой ответственный, ехавший впереди ее. Самым же главным в караване был атаман, которого чумаки выбирали между собой ежегодно. Именно атаман был ответственным за дорогу, финансовые вопросы и дисциплину среди чумаков валки.
Дисциплина прежде всего
Несмотря на то, что безопасность в пути чумакам гарантировали и татары, и запорожцы – в степи было много разбойников. Поэтому караулы и дежурства в валке несли все и по четко распределенному графику. Передняя батовая, исполняющая роль ведущей, менялась через день, перестраиваясь в «хвост» каравана. Каждый день происходила смена ночных караульных и пастухов волов.
На ночевку вся валка образовывала возами кольцо. Волы и люди были внутри этого укрепления на тот случай, если на караван ночью вздумают напасть разбойники или кочевники. Пьянство и азартные игры на досуге во время поездки у чумаков были под строжайшим запретом.
Береги вола – транспорт свой
Волы чумаков стоили в 2 раза больше обычных хозяйских животных. Причем эталоном были волы с рогами длиной не меньше метра, разведенными в стороны. Большую роль играла и масть животных. В возы запрягали либо серых, либо черных с белой «звездочкой» на лбу. Последним чумаки приписывали магические свойства – считалось, что черный вол с белой отметиной способен защитить остальных животных от дурного глаза и болезней.
За волами ежедневно тщательно ухаживали. Их мыли, вычесывали (для этого каждый чумак имел специальную деревянную гребенку), боки волов натирали соломой. Рога животных скребли и чистили стеклом. Иногда для еще большего антуража и красоты их золотили.
На зимовку чумаки уходили на юг, в степь, где располагались пастбища с водопоями. У тамошних помещиков покупалась огромная скирда сена для волов, каждый из которых в день съедал его до 30 кг. Чумаки же обосновывались в специально построенных куренях – зимовниках, где и оставались всю зиму до начала следующего сезона.
Выходя «на пенсию» чумак обязательно оставлял себе как минимум пару волов. На них он ездил на ярмарки, базары, или же просто в гости к куму в соседнее село. Несмотря на то, что волы раз в 20 уступали в скорости лошадям – чумаки до конца жизни предпочитали именно рогатых. Вол был как-бы показателем статусности и богатства хозяина. Часто этих животных даже обучали охранять дворы от чужих людей.
Будь настоящим мужиком
Чумачество было исключительно мужской профессией. Увидеть же на пути валки женщину считалось плохим предзнаменованием – это якобы предвещало болезни людей или гибель волов. Прекрасный пол знал это, и, еще издалека завидев валку, старался скрыться с глаз чумаков.
А вот к односельчанкам или же женщинам из соседних поселений «степные дальнобойщики» были более благосклонны. После возвращения из Крыма каждая из них получала от чумаков добрую горсть ладана, специй или перца.
Каждый чумацкий воз мог вместить до полутора тонн соли, которые загружал на него сам хозяин этого «транспорта». После того, как валка приезжала в Крым, несколько чумаков отводили волов пастись, а остальные выстраивались в очередь за солью. Ее следовало разбивать деревянными молотами и лопатами, а после уже грузить на «борты». Каждый из чумаков ломал, взвешивал на весах, а после загружал по 5 возов.
Не будь скупым, но калечь злодея или вора
Для всего села возвращение из похода чумаков было настоящим праздником. Отмечать прибытие валки односельчане могли целую неделю. Ведь каждый двор получал от чумаков богатые подарки: рыбу, изюм, гвоздику, а также по доброй горсти перца и соли. Чумаков любили, так как они очень редко вели счет своим деньгам, давая их в долг без процентов. Или же просто даря нуждающимся.
В дороге все деньги чумаков были на хранении у атамана валки. Однако злоумышленники часто могли позариться не на них, а на товары, или же волов. Кражи у чумаков были редкостью, так как самое лучшее, что ждало вора после его поимки – это тяжкие увечья. Злоумышленника делали калекой или же убивали на месте. В те времена путники, если встречали в степи труп, обмазанный дегтем, знали – это дело рук разгневанных чумаков.
Конец эпохи «степных дальнобойщиков»
На рубеже XVIII-XIX веков чумачество стало основным грузовым и торговым транспортом Восточной Европы. Крым уже был завоеван Российской империей, а на европейском континенте после окончания Наполеоновских войн существенно вырос спрос на украинское зерно. Тысячи чумацких валок везли его в порты Мариуполя, Одессы, Николаева и Херсона. Кроме хлеба Российская империя экспортировала также лес, льняное масло и шерсть. В период Крымской войны (1853-1856 гг.) чумаки доставляли на полуостров грузы для российской армии, забирая обратно раненых и трофеи.
Однако появление в Российской империи железных дорог во второй половине XIX века стало началом конца эпохи чумаков. Ведь многие железнодорожные ветки были проложены как раз по маршрутам «степных дальнобойщиков». Да и соперничать с паровозами по грузоподъемности и скорости чумацкие валки никак не могли.
А вот относительно безопасности путешествий на поезде в сравнении с тяговым транспортом – то тут вряд ли можно утверждать в преимуществах одного из них. Достаточно всего лишь вспомнить историю, как император Александр III оказался в эпицентре «случайной» железнодорожной катастрофы, и причем тут террористы.