Почему Ивана Крамского отговаривали рисовать русалок: мистическая история картины «Майская ночь», созданная по мотивам одноименной повести Николая Гоголя
0
1,166
просмотров
В истории классической русской живописи немало загадочных и удивительных эпизодов, позволяющих говорить о существовании картин с «таинственной репутацией». В этот список вошли несколько работ известного художника-передвижника Ивана Крамского. Наибольшее количество легенд связано с его картиной «Русалки».

Предыстория создания

Картина создана Крамским по мотивам повести Н.В. Гоголя «Майская ночь или утопленница». Крамской писал загадочное полотно в селе Хотень Черниговской губернии летом 1871 года, а в 1872 году дважды вносил в нее некоторые изменения.

Это своеобразный ремейк гоголевской литературы, вдохновившись которой художник отразил таинственную красоту лунной ночи и гармонию человека и природы. Крамской довольно свободно интерпретировал сон главного героя Левко, сделав акцент не на сюжете, а на образе волшебной лунной ночи.

Эта тема оказалась для художника-реалиста очень неожиданной и новой. Мастер очень любил Гоголя и много раз перечитывал все его произведения. Крамской искренне хотел передать саму атмосферу майской ночи, погрузить зрителя в загадочный мир украинского фольклора. Появление такого произведения у Крамского не случайно. В то время в искусстве активно возрастал интерес к традиционной русской культуре и традициям. Итак, перед зрителем предстает заросший и усеянный бревнами берег реки, на котором мирно восседает живописная группа русалок.

Фрагмент картины

Сюжет

Ночь, темное время суток. Героини ярко и контрастно выделяются на фоне темной ночи. Это 19 русалок, которые, согласно славянской мифологии, были речными или озерными духами. Они появлялись ночью в образе молодых женщин. Некоторые мифы описывают русалок как духов, которые умерли некрещеными или незамужними, и утонули в результате безответной любви. Ночью духи русалок выходили из воды, чтобы петь и танцевать. В европейской культуре есть аналог славянским мифам о русалках – это сирены, которые очаровывали молодых людей, прежде чем заманить их на самое дно реки.

Фрагмент картины

Большинство женщин сбились в кучу. Другие находятся на краю берега, одна русалка одиноко стоит справа, по всей видимости, она погружена в свои мысли. Слева на переднем плане из камыша вылезает еще одна русалка Крамского, а на заднем плане одна из женщин выжимает воду из волос. Кажется, что русалок даже окутывает легкое свечение (очень напоминает Куинджи, не правда ли?). Свечение добавляет таинственности этому мифологическому сюжету. Их тонкие фигуры освещены полной луной, что делает их еще более нереальными и даже сказочными. А вот лица у девушек грустные и тоскливые. Водный берег находится у подножия крутого холма и окружен густым лесом. На заднем плане виден ветхий дом. Интересен общий колорит картины: спокойный и вместе с тем мрачный, таинственный благодаря лунному свету и вместе с тем несколько страшный.

Фрагмент картины

Презентация картины

Критики сошлись во мнении, что работа была успешно реализована Крамским. «Итак, нам надоели все эти серые крестьяне, неуклюжие деревенские бабы, пьяные чиновники ... Внешний вид произведения нам нравится». Таким образом, картина произвела на публику самое приятное, освежающее впечатление. Однако на этом положительный результат закончился. И началась мистика.

Фрагмент картины

Мистика картины

Во время работы над картиной художнику не давала покоя одна ситуация. Тема полотна – призраки и потусторонний мир – была названа очень опасной. Многие современники Крамского всерьез полагали, что сюжеты Гоголя сводят художников с ума. «Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи, и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло», - сказал Крамской.

На первой выставке «Передвижников» «Русалки» И. Крамского находились по соседству с картиной А. Саврасова «Грачи прилетели». Ночью вторая работа внезапно упала. Сначала ситуацию перевели в шутку. Якобы, русалкам не нравится быть рядом с грачами. Однако вскоре было не до шуток.

Третьяков после выставки приобрел обе картины для своей галереи. «Грачей» повесили в кабинете, а вот подходящего места для «Русалок» долго не могли найти, перевешивая картину из зала в зал, из комнаты в комнату. Одно время, в зале, где решили все же повесить «Майскую ночь», по ночам сотрудники галереи слышали легкое пение и даже чувствовали прохладу. Не склонный к мистицизму Третьяков не верил слухам, но однажды сам обратил внимание на то, что = чувствовал усталость, если слишком долгое время находился рядом с полотном Крамского. Посетители галереи также жаловались, что эту картину невозможно было долго смотреть. А вскоре пошли слухи, что барышни, подолгу смотревшие на «Русалок», сходят с ума. Одна, якобы, даже утонула в Яузе. Конечно, убедительных доказательств о взаимосвязи произошедших инцидентов с картинной не было. Но однажды, помощница, которая проживала в семье Третьяковых, посоветовала перенести картину в дальний угол галереи, чтобы днем на нее не падал свет. По ее традиционному мнению, «Русалкам тяжело на солнце, поэтому они не могут «успокоиться». Третьяков, далекий от суеверий, все же прислушался к советам. Удивительно! Но с тех пор посетители галереи не жаловались на работу Крамского.

Да, Крамской написал фантастическую работу! Кажется, словно сюжет – его сон, который он накануне видел ночью, а утром отразил на холсте. Крамского явно очаровал мир украинских народных сказок с их мистическими сюжетами (дьяволы, ведьмы, русалки). Полотно сполна передает стремление художника отразить красоту сказочной украинской ночи, а также свои симпатии к несчастным русалочкам, которые так трагически закончили свое юное земное существование. А лунный свет, невидимый герой произведения, действительно очень романтично и гармонично вписывается в ночную атмосферу.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится