Почему художника Петра Кончаловского называли советским Сезанном и как он сумел избежать репрессии
1,013
просмотров
Не многим живописцам, оказавшим неповиновение социалистическому режиму во времена кровавых репрессий, удалось избежать наказания. Сегодня хотелось бы припомнить имя одного из них - Петра Петровича Кончаловского.

Художник в те страшные годы умудрился остаться «чистым» живописцем, избежавшим воплощения в своих творениях социалистической действительности и портретов ее вождей. Да еще при том взять за основу своего творчества направление враждебного западного искусства, из-за чего и был наречен в свое время - советским Сезанном.

Автопортрет. 1943 год. Автор: Петр Петрович Кончаловский.

Нужно отметить, что велика заслуга Анатолия Луначарского, первого наркома просвещения РСФСР в том, что Петру Петровичу было позволено свободно творить, невзирая на нападки критиков, жаждущих пролетарского кумача и экстаза социалистического труда в работах художника. Анатолий Васильевич убеждал блюстителей догм соцреализма, что Кончаловский по-современному «воспевает поэзию наших будней» и, по-видимому, это у наркома получалось неплохо.

Автопортрет в сером. 1911 год. Автор: Петр Петрович Кончаловский.

В действительности же Петру Петровичу Кончаловскому удалось прожить удивительную жизнь, полную парадоксов и трепетной любви... Весь жизненный путь с ним прошла одна единственная женщина, мать его детей, которым он был не только отцом, но и верным другом, и требовательным воспитателем. И в то время, когда многие творческие люди, не сумевшие принять революцию - эмигрировали, а оставшиеся - пытались подстроиться под реалии советской действительности, он, Петр Кончаловский продолжал жить в России и писать свои знаменитые натюрморты с сиренью, портреты своих близких, друзей и просто симпатичных ему людей, не углубляясь в суровые реалии будней современной ему жизни.

Семейный портрет в мастерской. 1917 год. Автор: Петр Петрович Кончаловский.

В свое время ходила даже легенда, что Кончаловский отказался писать портрет Сталина, обосновав свой отказ тем, что он - реалист, и не пишет портреты с фотографий. На самом же деле Петр Кончаловский не отказался, а лишь поинтересовался у партийного работника: «Когда я смогу встретиться с Иосифом Виссарионовичем для первого сеанса?» Тот ему тут же доходчиво объяснил, что о личной встрече с вождем и речи быть не может и, что "отца народа" нужно будет писать по фотографии. На что Кончаловский искренне развел руками и посетовал, что он, увы, может писать только с натуры, а по фото, к сожалению не обучен. 

Этот ответ был не только смелым, но и дерзким. Но все обошлось, и со временем Петр Петрович станет лауреатом Сталинской премии. Парадокс. Скажете… и будете правы.

Семейный портрет. 1911 год. Автор: П. П. Кончаловский.

Несколько страниц из биографии художника

Петр Петрович Кончаловский (1876-1956) — сын потомственного дворянина, издателя и переводчика родился в Славянске Харьковской губернии. Талант к рисованию у мальчика проявился с малых лет. Первое художественное образование Петр-младший получал в Харьковской рисовальной школе. Но по настоянию отца был вынужден поступить на факультет естественных наук в Московский университет. Однако вскоре будущий художник, осознав свое истинное предназначение, оставляет учебу в вузе и полностью погружается в живопись.

Новгородцы.1925 год. Автор: П. П. Кончаловский.

На то время, благодаря издательской работе своего отца, Петр уже был близко знаком со знаменитыми отечественными художниками - Врубелем, Суриковым, Коровиным, Серовым, Левитаном, Репиным, Васнецовыми. И совершенно немудреным было то, что вращаясь в такой высокохудожественной среде, юноша был всецело поглощен искусством.

Новгород. Возвращение с ярмарки. 1926 год. Автор: П. П. Кончаловский.

В 1896 году молодой Кончаловский по рекомендации Коровина отправляется в Париж и становится учеником Лоранса и Бенжамена-Констана. А вернувшись в Россию, начинающий художник решил поступать в Петербургскую Академию художеств. Однако его творческого запала хватило не ненадолго: академическое заведение вызвало в нем чувство глубокого разочарования. Он оставляет Академию и идет учеником в мастерскую батальной живописи Павла Ковалевского, где попытается найти свою манеру и стиль.

Портрет Н.П. Кончаловской в розовом платье. 1925 год. Автор: П. П. Кончаловский.

В 26 лет молодой художник женится на дочери художника Василия Сурикова. Лёлечке, так называл Петр Петрович свою супругу, очень повезло с мужем, а их детям - с отцом. Кончаловский всецело отдавался своим отпрыскам: он лично укладывал сына с дочерью спать, рассказывая сказки и напевая колыбельные, он неустанно сидел у их постели во время болезней, водил на прогулки и, конечно же, учил рисовать. Основной же задачей Лелечки было любить, вдохновлять и быть главным критиком и моделью мужа. А еще она занималась домом, водила детей на занятия, обучала музыке и иностранным языкам.

Портрет Анны Кондратьевны Рейхштадт в голубой шали. 1927 год. Автор: П. П. Кончаловский.

В поисках себя

Кончаловский понимал, что среди плеяды таких славноизвестных современных ему русских мастеров живописи, творивших на изломе двух столетий, ему выделиться вряд ли удастся. Поэтому в поисках собственного направления в творчестве, он снова отправляется за границу. На этот раз в Испанию, где открывает для себя постимпрессионистов. Кончаловского до глубины души задели работы Ван Гога, Сезанна, Матисса, влияние которых весьма очевидно в ранних работах художника. Если можно так выразиться, то Кончаловский как живописец родился в Испании. Именно там прозвучал уверенный голос нового таланта, нашедшего свой путь в мире искусства.

Окно поэта. 1935 год. Автор: П. П. Кончаловский.

Потом был Париж, где сблизился непосредственно с Ле Фоконье, Матиссом, Пикассо, а вернувшись в Россию, он примыкает к авангардистам - Машкову, Ларионову, Гончаровой, Бурлюку. В 1910 году принимает участие в экспозиции работ авангардного объединения  «Бубновый валет». Кончаловский окончательно берет на вооружение свое увлечение Сезанном: «Я в те годы инстинктивно почуял, что без каких-то новых методов нет спасенья, нельзя найти дорогу к настоящему искусству. Оттого и ухватился за Сезанна, как утопающий за соломинку».

Портрет режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда. 1937 год. Автор: П. П. Кончаловский.

Таким образом, став большим поклонником Сезанна и Матисса, Кончаловский стал писать восхитительные портреты: экспрессивные, смелые, отражающие суть характеров и судеб портретируемых особ.

Портрет Камушки Бенедиктовой на пестром ковре с игрушками. 1931 год. Автор: П. П. Кончаловский.

Однако Первая мировая война внесла свои коррективы в творческую жизнь художника. Его мобилизовали. Кончаловский, на фронтовых дорогах всегда у сердца носил письма жены, рисунки и первое стихотворение дочери, согревающие его душу. После демобилизации некоторое время Кончаловские жили в Крыму, где художник с упоением писал пейзажи.

Портрет Хулиты Перекаччо. 1939 год. Автор: П. П. Кончаловский.

Революцию семья Кончаловских встретила в Москве. Эмиграция в их доме даже не обсуждалась, хотя в те буреломные годы и пришлось жить в неотапливаемой квартирке. Холодные вечера семья проводила, скучившись, у чугунной печки. Согревшись чаем, Петр усаживался за пианино, а Лёлечка упорно учила детей французскому. Несколько лет художник пытался преподавать в живописной студии ВХУТЕМАСа, однако довольно быстро осознал, что преподавательская деятельность слишком мешает искусству.

Портрет пианиста В.В. Софроницкого за роялем. 1932 год. Автор: П. П. Кончаловский.

Дом в Буграх, что в Калужской области, художник приобрел в 1932 году как дачу. В нем Кончаловские проводили много времени, именно сюда съезжались и дети, и внуки художника. Здесь, в Буграх, мастер создал многочисленные великолепные пейзажи и натюрморты. Тут он и закончил свой жизненный путь в 1956 году.

Девушка под зонтиком. 1929 год. Автор: П. П. Кончаловский.

По воспоминаниям близких, в последние годы живописец стал очень бережно относиться ко времени — постоянно работал, не покладая рук, будто стремясь успеть как можно больше.

Пушкин в Михайловском. 1940 год. Автор: П. П. Кончаловский.
А. Н. Толстой в гостях у художника. 1941 год. Автор: П. П. Кончаловский.
Натюрморт. Ташкент. 1916 год. Автор: Автор: П. П. Кончаловский.
Сирень у окна. Автор: П. П. Кончаловский.
Натюрморт. Красный поднос и рябина. 1947 год. Автор: П. П. Кончаловский.
Индюшка с семейством. 1936 год. Автор: Петр Петрович Кончаловский.
Натюрморт. Кладовая. 1934 год. Автор: П. П. Кончаловский.
Натюрморт с цветами и лейкой. 1939 год. Автор: П. П. Кончаловский.
Белые куропатки. 1953 год. Автор: П. П. Кончаловский.

Бонус

Семейные переплетения в роду Петра Петровича Кончаловского настоль примечательны и интересны, что не сказать о них невозможно. Как уже знаем, женился художник на дочери знаменитого живописца Василия Сурикова, Ольге. Сын Михаил во втором браке женился на испанке Эсперансе, а дочь, поэтесса Наталья Кончаловская, первый раз была замужем за разведчиком Алексеем Богдановым, а вторым ее мужем был писатель, драматург, поэт (тогда еще только начинающий) - Сергей Михалков. У них родилось два сына, ставших впоследствии знаменитыми режиссерами — старший Андрей Кончаловский и младший Никита Михалков. Сергей Михалков также удочерил Екатерину - дочь Натальи от первого брака, которая позже вышла замуж за писателя Юлиана Семенова, который прославился как создатель образа знаменитого Штирлица из «Семнадцати мгновений весны». Вот такое удивительное переплетение судеб в одной семье.

Верхний ряд слева направо: Екатерина Семенова (дочь Натальи Петровны Кончаловской от первого брака), Наталья Петровна Кончаловская (дочь художника), сын Михаила Петровича Кончаловского от первого брака Алексей, Эсперанса (жена Михаила Петровича Кончаловского), Михаил Петрович Кончаловский (сын художника), Андрон Кончаловский. Нижний ряд слева направо: Маргот (дочь Михаила Петровича от второго брака), Ольга Васильевна Кончаловская (жена художника), Петр Петрович Кончаловский, Лаврентий (сын Михаила Петровича от второго брака), Никита Михалков, Сергей Владимирович Михалков.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится