Наверняка тебя утомило бесконечное нытье многих «уважаемых» людей о том, что молодежь делать не должна. Например, веселиться, пить алкоголь, пользоваться гаджетами, дышать полной грудью, радоваться жизни и все такое. Свою точку зрения такие люди аргументируют тем, что в свои 16 лет уже работали на пятнадцати работах и добирались до школы в обносках какого-нибудь первобытного предка через болото с аллигаторами.
Неизвестно, почему эти аргументы должны выступать за, а не против, однако молодежи, как правило, сугубо наплевать на ворчание таких недовольных: они продолжают проводить свободное время, отправляя друг другу огонечки в Instagram и просматривая очередную пачку невероятно интересного и развлекательного видеоконтента на YouTube. В любом случае, как бы люди не относились к такому способу проводить досуг — таковы тенденции поколения Z, а насильно, как известно, мил не будешь.
Поэтому вместо того, чтобы указывать молодым что не надо делать, общество могло бы попробовать рассказать центениалам о том, что еще интересного происходит в жизни вне каких-либо экранов. И речь тут идет действительно обо всех экранах: да-да просмотр «умных» фильмов не менее «умных» режиссеров вовсе не считается чем-то действительно полезным или просвещающем.
Другое дело — созерцание искусства в более первозданном виде, в том, которое не подразумевает подключения к Wi-Fi или розетке. Например, посмотреть картины великих художников в музее или почитать книги. На этом моменте любознательный читатель вполне резонно мог бы задать вопрос: «А зачем, собственно, мне это делать, если Mr. Beast выложил очередной ролик на свой канал?». И тем не менее есть несколько аргументов в пользу искусства в этой непростой войне между соблазнительными технологиями и якобы устаревшей культурой.
Искусство учит различать полутона
Причем как в прямом, если говорить о живописи, так и в переносном смысле. Книга, картина или даже танец ввиду своей необеспеченности поддержкой интернета или цифровых технологий скрывает в себе очень много информации, большую часть из которой зрителю предстоит добыть самому. Очевидно, что у 3D-графики или моушн-дизайна куда больше возможностей описать происходящее и задуманное автором, чем у печатной машинки или краски с холстами.
Сами по себе инструменты цифрового века ничего не значат в руках человека, который не умеет ими пользоваться. Однако стоит взяться за дело мастеру, как создаются шедевры вроде аниме Хаяо Миядзаки или экранизации «Бегущего по лезвию» с Райаном Гослингом (в визуальном плане). Так что никто не умаляет достоинств художников в графике или мастеров по спецэффектам, но недостаток информации в «классических» произведениях искусства делает их восприятие не только сложнее, но и интереснее.
Читателю предстоит самому додумывать, как выглядят персонажи, пейзаж и детали. Наверняка многие погружались с головой в полюбившуюся книгу, которая надолго занимала сознание даже в то время, когда ты был занят чем-то другим. Ты оценивал действия героев, сомневался, радовался и переживал вместе с ними. Именно элемент некой недосказанности и незакрытого гештальта принуждает тебя постоянно думать о сюжете и судьбе любимых героев.
То же самое и с живописью: картины не говорят, их герои лишь застывают на мгновение. Тогда тебе, как Шерлоку Холмсу, приходится выискивать крупицы информации, по большей части руководствуясь лишь тем, что видишь. Чего стоит одна только «Неизвестная» Ивана Крамского: само название уже прекрасно описывает впечатления человека, который действительно видит перед собой неизвестную девушку. Казалось бы, большинство людей посмотрит, оценит и пройдет мимо, так и не узнав, какая тайна скрывается за обаятельной улыбкой черноокой красавицы.
А ты можешь заинтересоваться, ты можешь посмотреть повнимательнее, почитать в том же интернете или даже (о, боже мой) прочесть об этом в книге. И раз за разом твое любопытство будет вознаграждено, как правило, действительно интересной историей, которая скрывается за каждым мольбертом и лежит в столе у каждого писателя. Такое просвещение не только сделает тебя, очевидно, умнее, но и научит различать полутона: замечать незаметное, делать парадоксальные выводы на основе странной информации, которые потом оказываются верными.
Искусство — источник вдохновения
Скорее всего, ты привык слышать от самых различных деятелей искусства, начиная от кинорежиссеров и заканчивая писателями, что они чем-то вдохновлялись при создании своего материала. Художники обычно вдохновляются работами мастеров прошлого и, очевидно, реальностью. Игроделы тоже опираются на опыт предшественников и иногда даже откровенно воруют интерфейс, управление или сюжет.
Наверное, тебе не покажется удивительным то, что никто и никогда не вдохновлялся мемами в социальных сетях или смешными видео с YouTube. Искусство — это некая квинтэссенция таланта и творческого «Я» создателя. Поэтому оно всегда несет в себе некую идею, частичку души создателя, которая сохраняет творческий порыв автора и может стать вдохновением для многих последователей.
Грубо говоря, жанр фантастики был бы совершенно не развит, если бы писатели не опирались на опыт своих коллег. Только представь себе, что тебе надо выдумать новое будущее, причем отличное от того, что ты привык видеть в футуристических фильмах или играх вроде Cyberpunk 2077. Несомненно, каждый писатель-фантаст видит города будущего, пришельцев и супермегакрутое оружие относительно по-разному, но каждый раз придумывать заново целую вселенную и правила мира, не опираясь на предшественников, должно быть очень и очень тяжело.
Именно поэтому после фантастики обычно тянет помечтать о будущем: причем видится оно, как правило, в светлых тонах, с крутыми летающими машинами, огромными неоновыми мегаполисами и ультрасовременной медициной, которая практически остановила смерть. По сути, это и есть вдохновение: кто знает, может, Илон Маск создал свою Tesla и запустил ракеты на Марс именно потому, что в детстве читал шедевры Азимова и Лема, и мечтал однажды перевернуть мир с ног на голову.
То же самое и с музыкой. Ты наверняка часто слышал строчки в песнях и думал: «Черт, он же говорит моими словами, я чувствую точно так же». Тогда ты начинаешь думать, напевать эту песню, погружаться глубже в себя, в свои ощущения. Ты чуть ли не переживаешь боль или радость артиста вместе с ним. Многих музыка мотивирует на занятия спортом, уборку, для многих она создает «особое» настроение: причем такая логика применима как на рождественском ужине, так и на поле битвы.
Музыка может быть вдохновением для творчества или для совершения каких-либо поступков. Верно сказанные и красиво спетые слова могут побудить романтика признаться девушке в любви или довести матерого старика до слез с помощью теплой ностальгии. Поэтому несмотря на все поклепы в сторону искусства из-за его «несовременности», тебе стоит отвести глаза от экрана и взглянуть на одну из пыльных книг на полке твоих родителей. Возможно, там ты найдешь себя, а возможно — целый мир.