Но читателям времен Екатерины II не приходилось объяснять, о ком идет речь, книги этого просветителя из разночинцев – о суевериях ли, о торговле, о похождениях вдовушки или даже о загадочном преступлении и его расследовании – расходились на ура, становились отправной точкой для развития сразу нескольких направлений науки и литературы. Во всяком случае, и Пушкин, и Гоголь черпали вдохновение и материалы в трудах Чулкова.
Карьера «в стиле Просвещения»: сколько амплуа сменил Михаил Чулков
Эпоха Екатерины II была отмечена расцветом классицизма, когда искусство подчинялось идеям патриотизма, гармоничного развития личности без социальных противоречий, «атмосфере государственного мифа». Классицизм не допускал проявлений дикости, пережитков прошлого и неуправляемых страстей, провозглашал стремление к «высшим разумениям», к развитой цивилизации.
Но с распространением грамотности, с постепенным увеличением числа читающих все больше ощущалась потребность в «простых» произведениях, не отягощенных громоздкими формами высоких штилей. К тому же, сфера интересов «читателей из низов» касалась более близких им тем – повседневной жизни, обычаев и суеверий, праздников. Среди писателей, которые взялись удовлетворять литературные потребности мещан, купцов, чиновников, крестьян, был и Михаил Чулков.
Михаил Дмитриевич Чулков родился, по видимому, в Москве, в 1744 году. О его биографии известно довольно мало, он рос в семье не то мелкого купца, не то солдата московского гарнизона. Во всяком случае, известно, что с детства Чулкова тянуло к знаниям и образованию, он поступил в Разночинную гимназию при Московском университете, там же состоялись его первые выходы на сцену в качестве актера. После университетского, Чулков начал играть и в настоящем театре, его актерская карьера продолжалась до двадцати одного года, когда он, объявив, что продолжать это занятие он «охоты не имеет», сменил сферу деятельности и поступил на придворную службу.
Начав с должности лакея, Чулков затем поднялся до камер-лакея, придворного квартирмейстера. Но то была скорее необходимость обеспечить себя, чем стремление сделать карьеру на поприще службы при дворе. С самого детства испытывая к литературе особенную склонность, Чулков «беспрестанно писал сочинения всякого рода», и сфера его интересов как писателя настолько совпадала с читательскими, что со второй половины 1760-х годов его произведения уже вовсю печатались.
Чулков – собиратель фольклора, автор «Абевеги русских суеверий»
С 1766 по 1768 годы были выпущены в свет четыре части сборника «Пересмешник, или Славенские сказки», составленного на основе народных преданий. В 1767 году Чулков написал и опубликовал «Краткий мифологический лексикон», где «славенские» божества ставились в один ряд с античными, столь почитаемыми авторами классицизма. Можно себе представить, как была принята такая книга в России XVIII века – где большая часть населения еще передавала из поколения в поколение рассказы и верования далеких предков, а мир, несмотря на православную веру, по-прежнему воспринимался сквозь призму языческого прошлого.
Да и высшие сословия, пусть и получавшие образование на основе трудов античных и западных классиков, все же воспитывалось в среде, где няньки были из народа, и детство любого дворянина проходило под влиянием старинных русских обычаев и образов, воспринятых с колыбели. В обществе стал пробуждаться интерес к русскому фольклору, и у Чулкова появлялись продолжатели и единомышленники – одним из них был Михаил Попов, тоже из «разночинных» и тоже в прошлом актер.
На протяжении 1769 года эти два писателя выпускают журнал «И то, и се», в 52 номерах которого публикуются описания обрядов и церемоний, крестин, святочных гаданий. В журнале выходили басни и стихотворения Чулкова, а также произведения других авторов, в том числе Сумарокова и все того же Попова. Другим детищем Чулкова стал журнал «Парнасский щепетильник», в котором сатирически высмеивались некоторые стихотворцы.
Огромный вклад в изучение русского фольклора внесли четыре книги «Собрания разных песен», куда были включены и песни известных авторов, в том числе Александра Сумарокова. Спустя несколько лет, в 1783 году, появится «Словарь русских суеверий», также созданный Чулковым, а спустя три года – второе его издание под названием «Абевега русских суеверий». Эта книга станет источником для всех позднейших исследователей фольклора, она объединила большое количество статей по мифологии не только русской, но и многих других народов России.
Сатира, романы, книги для крестьян
На волне успеха Чулков было принял решение оставить службу и посвятить себя литературе. Но сделать это поначалу не удалось – по финансовым соображениям: писательское благополучие в те годы сильно зависело от меценатов, готовых поддерживать написание сочинений. Интересен в этом смысле подход к написанию Чулковым посвящений к некоторым своим книгам, в которых он заранее принимает смиренную позицию скромного повествователя, подчеркивая этим заодно и то, что книга написана в первую очередь для простых людей, а не для признания в высших кругах.
С 1770 года Чулков служил коллежским регистратором в сенатской канцелярии, спустя год перешел в Коммерц-коллегию. Должности открыли ему возможности для нового направления развития как литератора – он принялся работать над историей российской коммерции, поднимая из архивов документы еще о торговле в Древней Руси. Результатом стало издание в 1781-1788 годах семи томов «Истории». Огромный объем изученного и включенного в книгу материала, законов и установлений касательно ведения торговых дел позволял считать труд Чулкова первым произведением такого рода в экономической истории страны. Дополнительно автор выпустил «Краткую историю», а также «Правила бухгалтерии» и «Словарь учрежденных в России ярмарок». Главным читателем Чулков видел купцов, им он и адресовал свой труд – а в том, что написана «История» была человеком без соответствующего образования, видится косвенное свидетельство того, что писатель и впрямь был выходцем из купеческой среды.
Можно судить о многогранности Михаила Чулкова как писателя, если вспомнить о том, что среди его книг были и художественные произведения – романы и даже детектив.
Роман как таковой в России только начинался, большая часть произведений того времени представляли собой кальку с французских книг. В этом же духе был написан роман Чулкова под названием «Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины» - по форме и по сюжету напоминающий французский, но при этом отразивший типично российские реалии. Героиня – молодая сержантская вдова, она поначалу оплакивает мужа, погибшего в Полтавской битве, а затем «не могла приискать себе места, и так сделалася вольною по причине той, что нас ни в какие должности не определяют». В XIX веке этот роман сочтут «безнравственным» и лишь к XXI веку познакомиться с его текстом не будет представлять собой большого труда.
Ориентируясь на интересы крестьян, Михаил Чулков написал «Сельский лечебник, или Словарь врачевания болезней» - можно себе представить степень разносторонности писателя. В последние же годы он посвящал время составлению «Юридического словаря», а также «Словаря земледелия, домостроительства и скотоводства», вел работу над словарем русского языка. Может показаться, что такое хватание за абсолютно не связанные между собой темы говорит о легкомысленности автора, но не следует забывать о той эпохе, в которой жил и творил Чулков. Фактически работу Чулкова можно сравнивать с деятельностью другого Михаила – Ломоносова, а самого его считать одним из главных просветителей своего времени.
За свою довольно короткую жизнь (Чулков прожил 52 года) писатель оставил огромный объем произведений и серьезную базу для дальнейшего развития литературы в России. Его трудами по фольклору пользовались в разное время Гоголь и Пушкин, и все внушительные исследования народного творчества так или иначе опираются на материалы, собранные Чулковым. Еще лучше о роли Чулкова говорит тот факт, что он считается первым отечественным автором детективного произведения – рассказа «Горькая участь».