31 октября 1517 года — чрезвычайно важная дата в истории Европы. 95 тезисов виттенбергского доктора теологии Мартина Лютера заложили бомбу под казавшуюся нерушимой Католическую Церковь и предопределили дальнейшее развитие западной цивилизации на многие столетия вперёд. Бесконечные конфликты и войны, охватившие европейский континент в XVI — XVII веках, во многом были связаны с Реформацией — не была исключением и Нидерландская война за независимость. Распространившиеся здесь христианские религиозные течения, от кальвинизма до меннонитства, серьёзнейшим образом повлияли на настроения в обществе и во многом стали причиной последовавшего многолетнего конфликта с испанской короной.
Влияние католической церкви на рубеже XV — XVI веков в нидерландских провинциях начало подрываться под влиянием деятельности гуманистов, прежде всего Эразма Роттердамского Городское население, представленное преимущественно ремесленниками, купцами и людьми свободных профессий, всё больше и больше с недоверием смотрело на церковную организацию — именно поэтому идеи Лютера легли здесь на благодатную почву.
Несмотря на это, церковь оставалась одной из богатейших организаций, сосредоточившей в своих руках значительные материальные ресурсы. Об этом говорит количество построенных храмов и других архитектурных сооружений на рубеже веков. Памятником могущества католической церкви в то время остаётся величественная церковь Иоанна Крестителя в Гауде, постройка которой закончилась в начале XVI века. Ритуальные сооружения возводились и в других городах Нидерландов.
Тем не менее, моральная сторона жизни клириков вызывала много вопросов у обывателей. Богатство и роскошь, в которой жили епископы и церковные деятели, привлекали к этой профессии большое количество отпрысков знатных семей, которые, приняв церковный сан, не спешили отказываться от мирских соблазнов. Это сказывалось на качестве подготовки церковных чинов, что порождало недоверие к ним у большой части паствы. Священников часто замечали во внебрачных церковных связях, а более высокие сановники и вовсе не соблюдали целибат. Клирики всё чаще подвергались критике, ярким примером которой могут служить полотна известного нидерландского художника Иеронима Босха.
Протестантизм — проникновение в Нидерланды
Таким образом, распространение новых христианских религиозных учений в нидерландских провинциях лёг на весьма благодатную почву. Стремительное увеличение сторонников Лютера было замечено имперской администрацией — необходимые меры принимались незамедлительно. Император Карл V Габсбург, известный своим непримиримым отношением к противникам католичества, прилагал большие усилия в борьбе против еретиков на территории Нидерландов.
В 1524 году в стране был объявлен запрет на учение Лютера и распространение его книг, однако должного эффекта он не возымел. Многие церковные деятели сочувственно относились к протестантам, поэтому не исполняли указы королевских наместников — среди них, например, утрехтский епископ Филипп Бургундский. Тем не менее, частично привезённые или изданные в Нидерландах книги сжигались, а в 20-е годы XVI века в стране начала свою деятельность католическая инквизиция, приступившая к арестам и сожжениям видных протестантских деятелей.
С течением времени королевские и церковные чины развернули маховик репрессий на полную катушку — казни увеличились уже в следующем десятилетии, отчего многие протестантские лидеры ушли в подполье. По мнению многих историков, именно на это этапе произошло расхождение исторических путей немецких и нидерландских протестантов — последние не имели никакой поддержки в государственном аппарате, в то время как их восточные соседи в отдельных княжествах Священной Римской Империи могли исповедовать свою веру без каких-либо помех.
Классическое лютеранство становится всё менее и менее привлекательным для населения Нидерландов, уступая место другим конфессиям: анабаптизму и кальвинизму.
Анабаптизм: от радикалов до пацифистов
Недостаток централизации в вопросах веры привёл к конфессиональному разделению общества — в Нидерландах начали появляться сторонники радикальных взглядов на вопросы веры и общественной жизни, среди которых особо выделялись анабаптисты. Впервые они громко заявили о себе в период Крестьянской войны в Германии, после окончания которой проповедовали в разных уголках Священной Римской Империи. В Нидерландах осели одни из наиболее радикальных анабаптистов — с «коммунистическими» идеями общественного переустройства, отсылавшими к временам раннего христианства.
В 1530-х годах в Эмдене осел один из таких радикалов — Мельхиор Гофман, бывший сторонник учения Цвингли. Община анабаптистов в этом городе вскоре разрослась до нескольких сотен человек — после чего Гофман стал посылать новообращённых «апостолов» в близлежащие города для проповедей. Двое из них, Ян Матис и Иоанн Лейденский, в 1534 году переехали в Мюнстер, где вписали свои имена кровавыми буквами в религиозную историю Европы. Проникнув по итогам выборов в городской магистрат, радикальные голландские анабаптисты нашли много сторонников среди местных жителей и попытались воплотить свои представления о «Новом Иерусалиме», которые, в конечном счёте, свелись к всплеску религиозного насилия в городе. Восстание было подавлено усилиями мюнстерского епископа, зачинщики и активные участники были казнены, а за анабаптистами на долгое время закрепилась репутация безумных фанатиков. В это же время волнения анабаптистов прошли и в Амстердаме — группа людей без одежды прошла по улицам города с оружием в руках и грозила кровавой расправой тем, кто не примет их истинное учение. Фанатизм анабаптистов и оперативная реакция католических властей в итоге привела к дискредитации движения.
Недоверие к анабаптистам попытался преодолеть Менно Симонс, представитель пацифистского крыла движения. Провал Мюнстерской коммуны привёл к повсеместным гонениям на анабаптистов, из-за чего Симонс был вынужден постоянно скрываться от имперских властей в Нидерландах, повсюду проповедуя среди населения — и небезуспешно. Пацифистская идея Симонса о недопущении насилия и свободе совести находила много сторонников у простых людей — в Северных Нидерландах появлялось большое количество общин, сыгравших впоследствии важную роль в событиях Войны за Независимость.
Кальвинизм — реванш протестантов в Нидерландах
Угасание лютеранства и разгром анабаптистских радикалов толкнул нидерландцев в объятья другого реформаторского течения — кальвинизма. Учение Ульриха Цвингли и Жана Кальвина начало распространяться в провинциях примерно с 40-х годов XVI века — и стремительно находило сторонников преимущественно среди городского населения. Первые центры нидерландских кальвинистов стали появляться, как ни странно, не в самих провинциях, где контроль Габсбургов был ещё силён, а среди эмигрантов в Германии и Англии. Попытки обосноваться в Эмдене в 40-х годах XVI века усилиями немецкого проповедника Питера Датена сначала оканчивались неудачей — однако уже через два десятилетия кальвинисты появляются практически во всех городах исторических Нидерландов.
Это было связано, прежде всего, со смертью Карла V и ослаблением центрального контроля над провинциями — оказавшиеся теперь под юрисдикцией испанских Габсбургов, Нидерланды могли на время вздохнуть с облегчением. Кроме того, положительную роль сыграли религиозные столкновения, начавшиеся в это время в Англии и Германии — большое количество кальвинистов были вынуждены уехать в более спокойные Нидерланды и там продолжать свою религиозную деятельность.
Спустя несколько десятилетий после начала Реформации кальвинисты Нидерландов смогли сделать первые шаги к объединению: в 1561 году проповедник Ги де Бре написал «Бельгийское исповедание», ставшее программным документом для протестантов нидерландских провинций. Постепенно к кальвинизму стали тяготеть многие отпрыски знатных дворянских родов, активно участвовавших в политике. Религиозный фактор стал играть всё большую роль в отношениях с испанской короной — что, в результате, привело к восстанию в 1566 году и началу многолетней освободительной войны.