Причуды Ильи Репина: какие «выкрутасы» великого художника вызывали недоумение его современников
798
просмотров
Илья Репин — великий русский художник, творения которого навсегда останутся в сокровищнице живописи. Его картинами можно любоваться бесконечно, они реалистичны, прекрасны, высокопрофессиональны. По ним можно составить представление о жизни людей, как простых крестьян, так и представителей высшего общества. Однако в обычной жизни художник был достаточно странным человеком и часто удивлял окружающих своим поведением. Читайте в материале, какие «выкрутасы» Ильи Репина поражали его знакомых.

Неразборчивость в личной жизни

Неразборчивость в личной жизни Несмотря на великий талант, в жизни Репин не отличался тонким вкусом.

Илья Репин был невероятно талантливый художником. Однако некоторые современники утверждали, что интеллект живописца не соответствовал уровню его творческих возможностей. Например, художник Крамской говорил, что его коллега по художественному цеху просто сумасшедший. Знаменитый Валерий Брюсов утверждал, что когда к Репину приходил с визитом художник Дурнов, то Илья Ефимович не произвел на него впечатление умного человека. По словам искусствоведа Грабаря, рассудок великолепного живописца шёл на поводу его чувств. Да, удивительно, но художественный вкус часто подводил Репина. Иногда его восхищали произведения, которые относились к классу посредственных. Например, он назвал футуриста Олимпова божьим посланником. Сегодня этот поэт забыт, он не оставил никакого наследия, а в те времена слова Репина оказали огромное влияние на самомнение Олимпова.

Современники считали, что Репин был очень неразборчив в личной жизни. Он прожил пятнадцать лет в браке со своей женой Верой и расстался с ней. После развода художник кинулся в пучину бурных романов. Его пассиями были: художницы Елизавета Званцева и Вера Верёвкина, баронесса Варвара Икскуль и даже княгиня Мария Тенишева. Но больше всего современников поразил следующий его выбор: с 1900 по 1914 год Репин жил вместе с писательницей Натальей Нордман-Северовой. Знакомые были поражены — некрасивой и весьма странной женщине удалось приручить Репина, буквально приворожить его. Наталью называли глупой дамой, а Корней Чуковский писал, что она просто дура, у которой в голове дурацкие идеи. Возможно, Репин просто искал хозяйку для своего имения. Однако Нордман действительно оказывала на живописца огромное влияние. Чего только стоили новые порядки в Пенатах.

Как Репин разогнал всю прислугу и зачем он ел сено

Как Репин разогнал всю прислугу и зачем он ел сено Репин прислушивался к Нордман и считал, что сено может заменить еду.

Когда гости посещали имение Репина Пенаты, они были удивлены тем, что прислуги в доме не было. Дело в том, что примерно в 1908 году Наталья Нордман разогнала весь обслуживающий персонал. Репин поддержал её в этом начинании, и по всем комнатам были развешаны объявления с призывами к гостям. В них говорилось, что прислугу ждать бесполезно, поскольку её просто нет, рекомендовалось надевать пальто самостоятельно, и утверждалось, что держать слуг — позор. Вообще гости должны были соблюдать определённый ритуал. Например, при входе следовало ударить в тамтам, чтобы хозяева услышали. Подавать друг-другу что-либо категорически запрещалось. По средам в Пенатах устраивали званые обеды. Накрывался большой круглый стол, изюминкой которого была вращающаяся средняя часть. Гости крутили ручку, чтобы попробовать закуски. Это в основном были фрукты, овощи, орехи. А основным блюдом считалось... сено.

Это была заслуга Натальи Нордман. Эта женщина была ярой вегетарианкой. Она не просто следовала своим принципам, но и всюду их насаждала. Считала, что все должны есть овощи вместе с листвой, а из сена можно сделать прекрасный обед. Нордман везде рекламировала травяные супы. Объясняла она это тем, что использование сена в качестве еды может дать колоссальную экономию. Что народ должен понять, что никакого голода не существует, ведь всегда есть сено. Эти идеи она декларировала в своей «Поваренной книге для голодающих», которая вышла в 1911 году в Санкт-Петербурге. Норманд давила на Репина, пытаясь заставить его перестать пить молоко. Но этого сделать не удалось. Зато Репин проникся идеей использования сена в качестве еды и стал везде рассказывать, что лучше пищи нет. Он был одержим мыслью о благотворности травяного сока, очищении организма. В творческих кругах считали, что это блажь. Тем не менее, во время голодных послереволюционных лет некоторые петроградцы воспользовались рецептами Нордман.

Зачем художник вместе с детьми спал на морозе

Зачем художник вместе с детьми спал на морозе Художник придавал огромное значение закаливанию и часто спал на морозе вместе с детьми.

Илья Репин очень любил свежий воздух и даже спал на улице. Но это было не заслугой Нордман. Такую идею ему подал знакомый медик ещё в конце семидесятых годов 19 века. Художник спал в голубятне или на балконе. Он заставлял всех членов семьи следовать его примеру: дети спали в спальных мешках на меху в выстуженном помещении. По словам дочери Репина, дети просыпались с лицами, порытыми изморозью, а у отца был лед на усах. Однажды Бунин приехал в гости к Репину в Пенаты и увидел, что тот ходит в меховой шапке и в шубе. Все окна были открыты, печка не топилась, хотя на дворе был сильнейший мороз. Бунину не понравились такие условия, и он поспешил уехать. Тем не менее, Илья Репин дожил до 86 лет. Может быть, он действительно закалил свой организм с помощью холода.

Как Репин и Наталья Нордман танцевали по ночам

Как Репин и Наталья Нордман танцевали по ночам В Пенатах часто бывали гости, а вечерами Репин и Нордман танцевали под граммофон.

Наталья Нордман считала, что Репин недостаточно пластичен. Она во что бы то ни стало решил развить в нём это качество. Для этих целей был выбран такой способ, как занятия танцами и пляски. По сути неплохо — никому не мешают физические упражнения, развитие гибкости и координации. Однако и в этом были перекосы. Например, очень часто пара бывала в гостях у Льва Толстого. Наталья и Репин заводили граммофон и целыми ночами танцевали в саду, прямо под окнами Толстого, который не мог уснуть и злился. По утверждениям Марии Толстой, сестры писателя, Лев Николаевич каждый раз не мог дождаться, когда уже имение покинет этот «сумасшедший художник». Зато в имении Пенаты одержимая танцами парочка занималась развитием пластики ежедневно.

Как уже отмечалось выше, для истории живописи творческие династии – вовсе не редкость. И одна из самых древних - династия Брейгелей, состоящая из шестерых знаменитых фламандских художников, находящихся друг с другом в тесном родстве. Об этом читайте нашу публикацию: Как простому смертному различать работы 6 представителей художественной династии Брейгелей.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится