Становление философа
Фуко появился на свет 15 октября 1926 года во Франции. Родился он в семье хирурга, назвавшего сына Полем. Однако сам Фуко предпочитал называть себя Мишелем, и позже он именно под этим именем вошёл в историю.
Начал получать образование Мишель в лицее Генриха VI, а позже юноша смог поступить в Колледж Святого Станислава. Несмотря на начавшуюся Вторую мировую войну, молодой человек доучился до бакалавра и позже приступил к подготовке к поступлению в Высшую нормальную школу — одно из самых престижных учебных заведений Франции.
Во время обучения в колледже Мишель увлёкся философией. Особенно часто он проводил своё свободное время за трудами Фридриха Ницше, Георга Гегеля и Карла Юнга.
Уже после окончания войны Фуко поступил в Высшую нормальную школу. Там он занялся изучением социальной психологии и психопатологии. За время обучения Мишель несколько раз работал с душевнобольными, подмечая особенности их поведения. Спустя годы Фуко дал такое определение безумию: «Безумие — это всегда смысл, разбитый вдребезги».
В начале 50-х годов XX столетия Фуко уже начал давать лекции. Произведя благоприятное впечатление на профессоров в 1940-х, молодой специалист стал лектором в Высшей нормальной школе. Позже в одной из своих работ Фуко сказал про загадки этого мира, объяснив своё стремление работать в интеллектуальной среде: «Мир покрыт знаками, нуждающимися в расшифровке». В этот же период жизни преподаватель, параллельно с педагогикой занимавшийся изучением философии, приступил к написанию самостоятельных научных работ.
Творчество Фуко
Ближе к концу 1950-х годов Фуко переехал в Швецию — ему поступило выгодное предложение от крупного университета этой страны. Там Мишель преподавал для местных студентов литературу и французский язык. После преподавания в Швеции последовала «педагогическая гастроль»: француз посетил Польшу и Германию, где также занимался преподавательской деятельностью.
В Швеции Фуко начал писать диссертацию, защищённую в 1961 году. «Безумие и неразумие. История безумия в классическую эпоху» — так назывался труд французского учёного. После защиты диссертации Фуко временно отправился преподавать в Тунис.
Изначально Фуко был философом-структуралистом, он анализировал пространство внутри пространства, используя сочинённое им понятие «гетеротопия», граничащее между утопией и антиутопией.
Но со временем Фуко рос, оставляя былые идеи в прошлом. В работе «Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы» Мишель решил затронуть социальную тему, а именно — отношения верхушки государства и преступников. Фуко критиковал власть, а особенно карательные меры, которыми она иногда пользуется: «Разве не потому, что, вообще-то говоря, карательная система — это форма, где власть в наиболее явном обличье показывает себя в качестве власти? Помещать кого-либо в тюрьму, охранять его в тюрьме, лишать его пищи, тепла, мешать ему выходить, заниматься любовью и т. д. — именно в этом заключается самое бредовое проявление власти, которое только можно вообразить».
В 1970-ых годах Фуко приступил к написанию грандиозного труда «История сексуальности». В шести томах француз планировал осветить взаимоотношения полов и их потребности, однако полностью идею воплотить в жизнь он не смог — выпускник Высшей нормальной школы успел закончить только три тома. В 1980-ых годах Фуко пригласили проводить лекции в Коллеж де Франс. Выступления Мишеля имели огромный успех, позже его лекции были опубликованы в сборнике. Не оставлял в последние годы жизни Фуко и философскую деятельность, он писал труды об обществе и политике. Также Мишель анализировал сочинения экзистенциалистов, в частности, труды Жана-Поля Сартра.
В 1983 году здоровье Фуко стало ухудшаться, появились болезненные ощущения. Однако, несмотря на это, он продолжал трудиться над четвёртым томом «Истории сексуальности». Летом 1984 года французский мыслитель скончался, оставив после себя труды, изменившие современную философию.
Цитаты мыслителя
Многие высказывания Фуко — краткие, но ёмкие и точные, — стали афоризмами.
«Весь Ницше — это толкование нескольких греческих слов».
«Современная история — это механизм, преобразующий документ в памятник».
«Археология истолковывает историю лишь для того, чтобы её запечатлеть».
«Где есть творчество, там нет места безумию».
«Слабоумие — это как бы чистое движение ума, лишённое содержательности и постоянства, какое-то вечное бегство, в тот же миг стирающееся из памяти».
«Смерть полагает предел человеческой жизни во времени, безумие полагает ей предел в животной стихии».
«Философия — это совокупность положений и практик, которые можно иметь в своём распоряжении или предоставлять в распоряжение другим для того, чтобы заботиться о себе и о других так, как это следует делать».
«Марксизм внутри мышления XIX века всё равно, что рыба в воде; во всяком другом месте ему нечем дышать».
«Мы гораздо меньше греки, чем мы думаем. Мы находимся не на скамьях амфитеатра и не на сцене, а в паноптической машине, мы захвачены проявлениями власти, которые доводим до себя сами, поскольку служим колесиками этой машины».
«Первый моральный монстр был монстром политическим».
«Стоимость соединяет одни богатства с другими, а деньги позволяют осуществить их реальный обмен».
«В наши дни мыслить можно лишь в пустом пространстве, где уже нет человека. Пустота эта не означает нехватки и не требует заполнить пробел. Это есть лишь развёртывание пространства, где наконец-то можно снова начать мыслить».
«Помешательство — единственный выход для чрезмерной любви, пережившей разочарование».
«Возможно, когда-нибудь нынешний век будет известен как век Делёза».
«Человек не является ни самой древней, ни самой постоянной из проблем, возникавших перед человеческим познанием».
«Человек, как без труда показывает археология нашей мысли, — это изобретение недавнее. И конец его, быть может, недалёк».