Но невозможно повторить легенду. Эти яйца стали символом роскоши, расцветшей накануне великой катастрофы. Это были роковые яйца!
Немного истории. Яйца дарили к Пасхе, и в Пасхе есть секс. Это не секрет. Традиции праздника уходят корнями в древность. А в языческих верованиях тема секса никогда не была запретной.
Так, например, рождение богини Афродиты, согласно одному из древнегреческих мифов, произошло так. Гея, богиня земли, устав от измен своего супруга Урана, попросила младшего сына Кроноса облегчить свою судьбу. Тот оскопил отца серпом. Схватив отрезанные гениталии левой рукой (с которой с тех пор связаны плохие предзнаменования), он зашвырнул их вместе с серпом в море близ мыса Дрепан. Плодоносная сила Урана была настолько велика, что от капель крови, упавших на землю, родились богини мести эринии, гиганты и мелии (нимфы ясеня), а от капель крови и семени, упавших в море, — богиня Афродита. Богиня любви возникла из морской пены обнажённой и на раковине (античном символе женских гениталий), добралась до берега. Там, где ступала Афродита, вырастали травы и цветы.
Зевс, который впоследствии сменил своего отца Кроноса, тоже обладал огромной сексуальной активностью. Он проникал к своим любовницам и в виде лебедя, быка, облака и даже золотого дождя. Короче говоря, секс был везде, и не только в Греции.
Но вернёмся к Пасхе. Куличи и яйца. Тут всё просто: это фаллический символ, изначально не имеющий к христианству никакого отношения. Яйцо — это отголосок мифа о рождении богини Астарты в древней Месопотамии. Она родилась из яйца, брошенного в реку. Богиня символизировала собой женское начало, красоту, власть и плодородие. С куличом всё проще — это мужской детородный орган. Без него, как говорится, зачатие невозможно. А какая весна без секса? Вокруг вся природа с ума от гормонов сходит, чем люди-то хуже?
Шло время, традиции смешались, о происхождении символов все забыли. Яйцо стало ассоциироваться с Христом, превратилось в символ вечной жизни. Были, конечно художники, которые видели в этом символе сексуальный подтекст. Николай Васильевич Гоголь, например, говоря об идеальной женской красоте писал: «У неё было гладкое, как яйцо, лицо». Но Гоголь всегда был особенный, что с него взять?
История яиц Фаберже началась с милого подарка императора Александра III своей супруге Марии Фёдоровне на пасху. Императрица была родом из Дании. В сокровищнице датской короны хранилось несколько ювелирных изделий в виде яиц с сюрпризом. Фаберже должен был сделать что-то подобное. Всё было незатейливо.
Белое яйцо открывалось, внутри оно было золотое, и там сидела курочка. В курочке была маленькая императорская корона и цепочка с рубиновым кулоном. Подарок так понравился Марии Фёдоровне, что Карл Фаберже стал придворным ювелиром. На каждую Пасху он должен был делать новое произведение. Мастеру давалась полная творческая свобода, он должен был соблюдать только два условия: модели не должны были повторяться, в каждой из них должен был быть сюрприз. После смерти Александра III Николай II стал заказывать у ювелира уже по два яйца. Одно — для своей матери, другое — для жены. Так яйца стали символом русской монархии. Каждое из них стоило огромных денег. Ювелиры не экономили на материалах. Это была поразительная роскошь. Проблема только в том, что времена тогда были очень тяжёлые.
Люди часто смотрят в прошлое с ностальгией. Многим кажется, что раньше было лучше. Кто-то даже Сталина с любовью вспоминает. Не удивительно, что и конец XIX века теперь воспринимается как романтичное и великолепное время. Только вот это не совсем так. Постоянный голод, слабая экономика, ужасное положение рабочих. Революции не происходят просто так — всегда существуют причины.
Император дарил яйца даже в годы первой революции. Что, конечно, немного кощунственно после событий «Кровавого воскресенья», когда после Рождества правительственные войска расстреляли мирную демонстрацию.
В 1912 году Николай II сделал своей матери и жене особенно шикарные подарки. А страна переживала последствия страшного голода, унёсшего почти два миллиона жизней. Правительство не переставало экспортировать хлеб даже из тех регионов, в которых положение крестьян было особенно тяжёлым. А потом ещё и война началась. Первая мировая. Сейчас её нечасто вспоминают. Но именно она и определила судьбу всего мира. Российская империя вступила в крупнейший на тот момент военный конфликт с абсолютно неподготовленной армией, экономикой, не способной приспособиться к условиям военного времени. Итог всем известен. Революция, расстрел царской семьи и многое другое. Но яйца дарили и в это время. Теперь символ вечной жизни говорил о смерти.
Военные яйца стали последними. Их подарили в 1916 году. А потом императора свергли, взяли под охрану, стало не до яиц, да и денег уже не было. Подарки на пасху 1917 года никто не получил, да и Фаберже из страны уехал вместе со многими другими мастерами своей фирмы. Поселился в Финляндии, там и умер. А коммунисты, захватившие власть, большинство яиц императорской фамилии себе присвоили, народным достоянием объявили, а при Сталине продали часть из них по дешёвке. Нужны были деньги на трактора, а тут императорские яйца под рукой. Шедевры Фаберже продавали по четыреста долларов США за штуку. Продешевили товарищи коммунисты.
Но вернёмся к военным подаркам. Это был 1916 год. В то время Николай II мечтал о скорой победе. Хотел Стамбул захватить. Художнику Васнецову новую форму заказали разрабатывать в стиле русских богатырей. В ней войска должны были на параде победы в Царьграде маршировать. Но по иронии истории в эту форму нарядили Красную армию.
Символ вечной жизни превратился в символ смерти. Яйцо опиралось на артиллерийские снаряды, а внутри была миниатюрная картина, на которой Николай II со своиv сыном Алексеем приветствовали войска. Это была красивая сказка, полностью не соответствующая реальности. Сказка закончилась трагедией. Царскую семью расстреляли.
А яйца? Они разъехались по странам, попали в частные коллекции или затерялись в истории. Они стали символом эпохи. Расцветом роскоши накануне великой катастрофы.