Стиль ар-деко - это стиль эпохи джаза, первых автомобилей, женского раскрепощения и шикарных небоскребов. Небоскреб Крайслер-билдинг, динамичная живопись Тамары де Лемпицкой, изображения чешуи и колосьев в орнаментах, образы яростных и стремительных животных – всего несколько лет богачи всего мира окружали себя экстравагантными вещами в роскошных зданиях, но именно за это время искусство, дизайн и мода вышли на новый уровень. Прославляя скорость, сексуальность и богатство, ар-деко подарил миру множество выдающихся произведений. Особняком в этом ряду стоят работы румынского скульптора Деметра Чипаруса.
Он родился в 1886 году, и на исходе первого десятилетия двадцатого века отправился в далекую солнечную Италию – на родину, как ему казалось, настоящего искусства. Там он учился у знаменитого скульптора Романетти, но вскоре ощутил, что его тянет к чему-то иному, чему-то новому. Он переехал в Париж, где набирали силу новые художественные течения.
Какое-то время Деметр учился у парижских скульпторов, но уже тогда нащупал собственный путь в искусстве. Его первые работы – великолепно выполненные фигурки детей, - не получили отклика привередливой парижской публики.
Но уже в то время Чипарус начал экспериментировать с материалом, используя бронзу и слоновую кость – через пару десятилетий скульпторы, дизайнеры и ювелиры массово начнут использовать их, но пока Деметр почти одинок в своих экспериментах.
В 1922 году археологи обнаружили гробницу Тутанхамона, и Европа заболела Египтом. Фантастические сокровища древнеегипетских фараонов будоражили умы художников. Писательница Мария Корелли написала предостережение против вторжения в гробницу, что совпало со смертью одного из археологов, и «египетская лихорадка» достигла небывалых масштабов. Деметр Чипарус тоже не избежал «проклятия фараонов» - повсеместного помешательства на египетском искусстве, но даже не предполагал, что несколько образов египетских танцовщиц принесут ему феноменальный успех.
Другим источником вдохновения для Чипаруса послужили дягилевские «Русские сезоны», которыми Европа «переболела» чуть ранее. Принципиально новая визуальная часть этих представлений предложила художникам иначе взглянуть на фактуры, пластику и материалы.
Эксперименты с рельефом, сложные сочетания металлов и кости, ранее считавшихся недостаточно респектабельными и слишком «поделочными», геометризация – все это новаторские решения в мелкой скульптуре.
Эпоха ар-деко принесла миру образ новой женщины – энергичной любительницы джаза и автомобилей, коротко постриженной, облаченной в дерзкое платье с бахромой и ни в чем не уступающей мужчинам. Однако героини Чипаруса – несколько иные: расслабленные, отвлеченные лица, взгляд внутрь себя, утонченные силуэты, обилие орнаментов и застывшие в веках танцевальные движения.
Часто это танцовщицы – новых и былых времен, иногда –прекрасные средневековые девы.
Чипарус вводит в скульптурные композиции фигурки животных – элегантных и стремительных.
Права на изготовление скульптур по моделям Чипаруса была приобретена бронзолитейным заводом Дрейфуса и мастерскими Леманна. Помимо бронзы и слоновой кости Чипарус использовал шпиатр – цинковый сплав. Лица и другие открытые части тела выполнялись из ивуарина – искусственного заменителя натуральной слоновой кости. Скульптуры покрывались патиной, что делало их почти неотличимыми от бронзовых. Многие идеи Чипаруса оказались не востребованы дорогими магазинами – и он предпочитал реализовать их в более дешевых материалах.
Он редко выставлялся на ежегодных парижских салонах современного искусства, не нуждаясь в дополнительной рекламе.
Уже зрелым человеком, состоявшимся художником, Деметр встретил еще одну свою любовь – женщину из плоти и крови, которая показалась ему прекраснее всех созданных им скульптур. Ее звали Жюльен, и ей было всего двадцать два. Они прожили вместе пятнадцать лет, прежде чем пожениться. У них не было детей, но черты Жюльен находили продолжение в творениях Деметра – пусть он и утверждал, что в работе не обращается к реальным образам.
Он писал множество этюдов, моделью для которых служила его возлюбленная. Кроме любимой супруги, Деметр изображал и балерин Русских Сезонов, фантастически преобразуя их облик – например, исследователи узнают в некоторых его героинях Брониславу Нижинскую. Ряд скульптур он создал по фотографиям известных танцовщиц мюзик-холлов.
Чипарус был бешено популярен в 1920-30 годах, что позволило ему приобрести дорогой дом и оборудовать там прекрасную мастерскую.
Но ар-деко становился историей, пришло время для нового искусства, и изысканные статуэтки Чипаруса становились все менее интересными для покупателей. К тому же близилась война, закрывались бронзолитейные мастерские, где воплощались в материале замыслы Чипаруса. Однако он не собирался жить по средствам, и вскоре паре пришлось продать дом, чтобы расплатиться я с долгами. В 40-х годах в оккупированном Париже он продолжал творить и даже выставлять свои работы– хорошо известны его терракотовые анималистические этюды.
Он часто посещал зоопарк, где наблюдал за животными, присматривался к их пластике, разнообразию созданных природой форм. В 1947 году на пути из зоопарка с художником случился удар, от которого он так и не оправился. В семидесятые годы произошел всплеск интереса к его наследию, но сегодня имя Деметра Чипаруса известно лишь немногим коллекционерам – имя уникального мастера, переплавившего в своем искусстве модерн, ар-деко, балет и древние культуры.