И без того сложная ситуация лишь осложняется евангельскими ссылками на «братьев и сестер» Иисуса (в особенности Иаковом, которого называют не иначе как «братом Христа»). А также тем фактом, что сам Иисус недвусмысленно описан Иоанном и Марком не иначе как «сын Иосифа» и «сын плотника».
Но кто же был настоящим отцом Христа, если прямого указания на это нет?
Многочисленные христианские деятели, вплоть до V века, упорно пытались объяснить, каким же образом Иисус мог быть и «Сыном Божьим» и «сыном Иосифа» одновременно.
Первое решение, столь сложной ситуации, было предложено в апокрифическом «Евангелие от Якова», созданном во II веке и рассказывающем о детстве и юности Девы Марии, а также других ранее неизвестных событиях.
Примечательно, что само Евангелие хоть и легло в основу многих христианских традиций, было включено в список запрещенных книг уже к V веку.
В первоначальных Евангелиях никогда не говорится о возрасте Иосифа, но автор апокрифа описывает его как старика, избранного жребием (то есть Богом) для наблюдения за Девой.
Братья Иисуса представлены как дети Иосифа от более раннего брака. А солидный возраст и праведность вполне объясняют сам факт непорочного зачатия.
«Я (Иосиф) принял ее жребием, (Марию) как мою жену, и она еще не моя жена, но она зачала Святым Духом...».
Апокриф был крайне популярен, но вполне допускал возможность весьма близких отношений Марии и Иосифа после рождения Иисуса.
В особенности в связи с упомянутым в нем «она еще не моя жена... (и не известно что далее)».
Несколько веков спустя развилось учение о том, что Мария была девой не только во время зачатия и рождения Христа, но и в течение всей ее жизни, что привело к запрету любых упоминаний о древнем тексте.
Дальнейшее развитие, столь сложная ситуация, получила в V веке, когда была создана «Апокрифическая история Иосифа плотника». Где Иосиф представлен в виде старика возрастом 90 лет (канонически не существует ни каких указаний на его возраст), вдовца с четырьмя сыновьями и двумя дочерями. В семье которого и живет двенадцатилетняя Мария, занимающаяся воспитанием младшего сына Иакова.
Сам Иосиф умирает в возрасте 111 лет, а большую часть истории составляют утверждения о вечной девственности Марии.
Один из Отцов Церкви Епифаний Кипрский в своем труде «Панарион», содержащем обличение множественных ересей, также сообщает о том, что:
«Иосиф родил Иакова и его трех братьев и двух сестер... Иаков и его братья и сестры не были детьми Марии, но были детьми Иосифа от предыдущего брака...»
После смерти первой жены Иосифа, много лет спустя, когда ему было восемьдесят, он и взял в жены Марию (мать Иисуса)....
После того, как учение о непорочном зачатии и непричастности к нему Иосифа было окончательно обосновано апокрифами и трудами известных богословов, к обсуждению этой щекотливой темы предпочитали больше не возвращаться.