Поездка в Париж
Василий Перов - внебрачный сын тобольского прокурора, представителя древнего прибалтийского дворянского рода барона Г.К.фон Криденера (Крюденера). Хоть и брак был заключен после рождения мальчика, фамилию отца тот так и не получил. Будущий художник долгое время значился в документах как Васильев, по фамилии крестного отца. Фамилия Перов пошла от прозвища, данного мальчику его преподавателем за изящный почерк.
В 1862 году Академия художеств наградила Василия Перова золотой медалью и правом на оплачиваемую поездку заграницу. В этот период он посещает Западную Европу, несколько немецких городов и Париж. Кроме того, Перов побывал во многих музеях Берлина, Дрездена и Парижа и изучил работы старых мастеров. Да, художник много и усердно работал, но на чужбине вдохновение как будто покинуло его. Каждый мазок давался с трудом. Перову заграницей было скучно. Сохранилось даже письмо, в котором он обращается к Академии с просьбой о разрешении вернуться досрочно:
«Осмеливаюсь просить Совет о позволении мне возвратиться в Россию. Причины, побуждающие просить меня об этом, я постараюсь здесь представить: живя за границей почти два года и, несмотря на все мое желание, я не мог исполнить ни одной картины, которая была бы удовлетворительна, - незнание характера и нравственной жизни народа делает невозможным довести до конца ни одной из моих работ... Посвятить же на изучение страны чужой несколько лет я нахожу менее полезным, чем по возможности изучить и разработать бесчисленное богатство сюжетов как городской, так и сельской жизни нашего отечества. Имею в виду несколько сюжетов из русской жизни, которые я бы исполнил с любовью и сочувствием и, надеюсь, более успешно, чем из жизни народа мне мало знакомого...».
Россия была ему необходима для вдохновения, для воплощения идей, для жизни. При всем при этом, оказавшись вдали от Родины, художник пытался изучить местные нравы и обычаи. Он часто бывает на ярмарках и праздниках. Во время своей заграничной практики, художник овладевает живописным тоном, придающим его работам глубокую эмоционально-психологическую выразительность, в них исчезают жесткость контуров, изолированность фигур и предметов, свойственные ранним произведениям. Перов изображает уличных героев и площади, шарманщиков и странствующих жонглеров, акробатов и танцоров, а еще...ему довелось изобразить глубоко эмоциональный образ савояра.
Кто такой савояр?
В парижский период Перов создает образы обездоленных и угнетённых, стараясь привлечь к ним общественное внимание и вызвать к ним горячее сочувствие. Во время одной из этих уличных работ художнику на глаза попался маленький савояр.
Савояры — дети бедняков, которых родители в голодные годы отправляли в богатую Германию бродяжничать и зарабатывать на пропитание, показывая фокусы с дрессированными животными, умеющими гадать, вытаскивая записочки со «счастьем». Савояры нравились дамам, мечтающим получить «записку счастья» от уличного мальчишки, но в плату за это «счастье» юные бродяги получали лишь мелкие монеты, брошенные из окна. Но жизнь савояров, как и любых беспризорников, была нелегкой: они жили на улице, часто объединялись в шайки или прибивались к цыганскому табору. От лица савояра исполнялась песня Бетховена на стихи Гёте «Сурок».
В 1805 году Людвиг ван Бетховен положил стихи на музыку. И родилась классическая песня «Сурок» (фр. Marmotte), которая нам известна в нескольких вариантах перевода. Вот один из них:
По разным странам я бродил
И мой сурок со мною,
И весел я, и счастлив был,
И мой сурок со мною!
Припев:
И мой всегда, и мой везде,
И мой сурок со мною.
И мой всегда, и мой везде,
И мой сурок со мною.
Савояров любили изображать художники, их можно найти на картинах таких живописцев XVIII—XIX веков, как А.Ватто, А. Ван Дейк, В.М.Х.Лейбль, Дж.Э.Фримен, И.Джонсон, К.Е.Маковский. Одним из самых трогательных картин с савояром является, конечно, работа русского живописца Перова.
Картина Перова
На полотне Василия Перова изображена сама жизнь во всей ее неприглядной жестокой правде: бездомный мальчуган, заброшенный в огромный город и предоставленный самому себе. Художник изобразил мальчика в момент сильной усталости, с изможденным, взрослым, повидавшим многое лицом как у старца. На его лбу (это самое яркое пятно на картине, кстати) можно прочитать историю о нелегкой судьбе. С особым усердием был написан внешний вид бродяги: потрепанные штаны, поношенная обувь, потухший взгляд, грязные руки и волосы. Шляпа, предназначенная больше для сбора милости, пуста - еще один печальный признак в сложившейся трагедии. Все это заставляет сердце зрителя разрываться от сочувствия и боли за судьбу мальчика в жестоком мире.
Художнику удалось передать крайнюю степень истощения ребенка, сложную судьбу и трагедию самой жизни. Фон мастерски передан с учетом сюжета: темный фон и обшарпанные стены. Мощные покрытия и высокие перекрытия подчеркивают хрупкость и беззащитность савояра. В руках у него сломанная флейта - результат столкновения с местными конкурентами за место на улице. Верный дружок мальчика - сурок, голодный, со взъерошенной шерстью и истощенный не меньше, чем хозяин, цепляется за мальчика, чтобы хоть как-то согреться. Он - его верный спутник, единственное живое существо, разделяющее неблагополучную жизнь мальчика.
Таким образом, Василию Перову - значительной фигуре в живописи XIX века - удалось создать глубоко эмоциональный образ мальчика-бродяги. Щемящей печалью проникнут образ мальчика-савояра на картине, изобличающей уровень бедности в обществе и социальную проблему детского труда. Маленький «Савояр» Перова рассказал большую историю о несправедливости, жестокости современного мира. Сможет ли общество воспринять авторский посыл? Смогут ли люди оживить свои черствые сердца при виде детских страданий? Очень надеюсь, что в ближайшие года живопись будет призвана изображать прекрасное, позитивное, хвалебное, а грустным и мрачным сюжетам места не будет.