1. Дега должен был стать юристом
В свои 18 лет Дега уже четко осознавал свой художественный талант и мечту стать живописцем. В этот же период он превратил свою комнату в студию и стал посещать Лувр как копировщик. Несмотря на то, что отец заставлял его посещать юридический факультет. Ему явно не давалась учеба в нелюбимом институте, но Дега продолжал посещать его по наставлению отца до 1855 года. А позже он встретил одного из своих художественных кумиров, Жана-Огюста-Доминик Энгра. Тот сказал ему: «Рисуйте контуры, молодой человек, много контуров, по памяти и с натуры, именно таким путем вы станете хорошим художником». Дега всегда помнил эти слова.
2. У Дега были наставники-конкуренты
Самый влиятельный для Дега человек - Жан Огюст Доминик Энгр - в своем творчестве отличался ясностью форм и тщательным изложением тем. По совпадению, Дега черпал вдохновение и у конкурента Энгра - Эжена Делакруа, который, напротив, сосредоточился на цвете и движении. На Дега также оказали сильное влияние японские гравюры Ukiyo-e: смелый, линейный дизайн и плоскостность - характерные именно для этого стиля искусства.
3. Дега был невероятным фотографом
Мы знаем Дега прежде всего как художника и рисовальщика, но он также был невероятно преданным фотографом. В конце 1880-х он увлекся этим хобби, снимая себя и фотографируя близких людей при свете ламп. Он также создал фотографии своих моделей для использования в качестве визуальных ссылок для своих картин и рисунков.
4. Дега имел значительные проблемы со зрением
Он обнаружил слабое зрение, когда служил в Национальной гвардии во франко-прусской войне. Когда военные врачи решили проверить зрение Дега, оказалось, что у него есть генетическая предрасположенность к слабой способности четко видеть. Проблемы со зрением сопровождали его почти всю жизнь. Ему даже пришлось бросить работу к 1912 году и постоянно носить темные солнцезащитные очки вне дома.
5. Самая известная работа Дега получила массу негативных откликов от критиков
На картине «Абсент» 1876 года изображена мрачная сцена в кафе с несчастными посетителями. Эту работу критиковали до такой степени, что она была исключена из выставок на 16 лет! И только в 1892 году мир вновь увидел ее. Еще большая проблема состояла в том, что шквал критики обрушился и на главных персонажей - модель Эллен Андре и Марселлина Десбутин. Даже ходили слухи о предполагаемом разврате. Эта ситуация побудила Дега публично заявить, что никто из его героев не опустился на нравственное дно.
6. Только одну работу Дега приобрел музей
Картина «Хлопковая контора в Новом Орлеане» 1873 года была единственной из работ Дега, приобретенных музеем за всю его жизнь. А вот большинство его картин были просто проданы через художественные галереи или дилеров. Эта картина послужила вехой его славы и успеха. В конце концов «Хлопковая контора в Новом Орлеане» была приобретена Художественным музеем По за 2000 франков.
На картине изображен хлопковый брокерский бизнес дяди Эдгара Дега. При ближайшем рассмотрении можно увидеть, как дядя Дега, Муссон, схватил сырой хлопок, его брат, Ахилл, прислонился к окну, а Рене читает газету. Несколько лет спустя после создания полотна его бизнес прекратит своё существование, не справившись с экономическим кризисом.
7. Дега был ярым антисемитом
Согласно «Чикаго трибюн» (наиболее популярная газета Чикаго и американского Среднего Запада), антисемитизм в душе Дега возник в результате дела Дрейфуса (французский офицер еврейского происхождения был несправедливо обвинен в государственной измене). Франция буквально разделилась на два лагера - тех, кто считал приговор правомерным, и тех, кто видел в этом религиозную подоплеку. Дега придерживался антисемистских настроений.
8. Многие критики считали его женоненавистником
Одна из его работ, а именно «После ванны. Женщина, вид со спины» 1887 года особенно повлияла на этот общественный ярлык. Многие картины, изображающие обнаженных женщин, которые вытирались полотенцами, расчесывали волосы и отражали многие другие деликатные моменты, привели впоследствии к тому, что Дега приобрел не совсем завидную репутацию женоненавистника. Это было расценено многими критиками как необычное и в целом нелестное изображение женщин, потому что, по их мнению, героини выглядели унизительно.
Еще больше масла в огонь подливали цитаты Дега: он называл своих героинь «маленькими обезьянками» и признавал, что «когда-то считал женщину животным». На мой взгляд, женоненавистником он не был. Вполне вероятно, что он как художник имел свой собственный взгляд на образ женщины и имел право переводить его на холст так, как он считал нужным. И последствия такого решения, конечно, тоже входили именно в его личную ответственность.
9. Дега был самым известным мастером танцевальных тем
У многих любителей искусства имя Дега ассоциируется с балетом. И неспроста. Его способность улавливать динамические движения позволяла ему изображать балерин с разных углов и позиций. Мастер изображал их и во время рабочего процесса, и на репетиции, и во время перерыва. Парижский оперный театр даже позволил Дега посещать танцевальные репетиции. Этой заслуге он обязан был своему другу - балетмейстеру Жюлю Перро. Благодаря этой дружбе Дега смог создать более десятка картин о балетном искусстве.
Дега на своих полотнах хотел изобразить энергию и грацию танцоров, а также передать зрителям их волю и усилия. За свою карьеру он создал более тысячи работ на танцевальную тему. Без этих произведений танцу не было бы места в священных залах художественных музеев и книгах по истории искусств. Дега утвердил эту тему в искусстве и узаконил ее.
10. Дега редко был действительно доволен своей работой
Это правда. Эдгар Дега редко считал картину законченной, всегда желая улучшить ее. Его картины могут выглядеть спонтанно, но он тратил уйму времени на их планирование. Подолгу изучал свои темы, исследовал фон, героев, делал множество набросков, прежде чем начать рисовать.
11. Он был импрессионистом, хоть и не хотел этого
Несмотря на его неприятие импрессионизма, ясно, что сам Дега был важной частью этого движения. Об этом свидетельствуют его знаменитые произведения. Дега демонстрировал свои работы во всех выставках Салона (кроме одной из восьми представленных импрессионистов). Эдгар Дега, получив множество критических замечаний в отношении его личности и художественного стиля, оказался сложным игроком художественного мира. Его публичная репутация варьировалась от восхищения до презрения. Да, в настоящее время он считается одним из основателей импрессионизма, но его работы отражали границы как японского, так и европейского художественных стилей, и это делает Дега одной из самых значительных фигур в истории искусства.
12. Дега внес значительные изменения в технику живописи
Дега изобрел новые техники для написания картин с танцорами и балеринами. Никто доселе не пытался визуально запечатлеть такие движения тела и тела в движении, как Эдгар Дега. Он также возродил пастель как художественный материал, который десятилетиями был отвергнут мастерами живописи.
13. Одержимый коллекционер?
Действительно, Дега любил творчество и картины больше, чем общество людей. Дега, постоянно одетый в сюртук и шляпку с дымоходом, был одержимым коллекционером кружевных платочков и трости.
14. Дега умер холостяком
Это правда, Дега никогда не был женат. И у него не было детей. Но почему он решил остаться холостяком? Ряд искусствоведов приравнивают этот факт к его художественному отношению к женщинам (мол, женоненавистник и в жизни, и в творчестве). Я не считаю это правдой. Люди творческие - не всегда живут так, как живет большинство. Вполне вероятно, что Дега был настолько предан своему творчеству, что времени на личную жизнь у него просто не оставалось.