Современный турецкий Сиде — место притяжения сотен тысяч туристов. Многие из них с удивлением обнаруживают тут древнегреческие и древнеримские постройки: например, самый большой сохранившийся амфитеатр в Турции и величественные колонны на самом берегу моря — то, что осталось от храма Аполлона, построенного ещё во втором веке до Н. Э. За лоском курортного города скрываются десятки веков насыщенной истории: античные поэты соревновались здесь в сложении стихов, Александр Македонский сделал из Сиде центр чеканки монет, а впоследствии город стал настоящей пиратской гаванью и одним из главных рынков работорговли на средиземноморском побережье.
Анатолийский «гранат»
Сиде, как писал Страбон и некоторые другие античные историки, основали греческие переселенцы примерно в седьмом веке до Н. Э. Исследователям было несложно догадаться, что покровительницей города считалась богиня Афина, — именно её лик украшал монеты, которые чеканились здесь.
Местные говорили на своём сидетском языке, поэтому и название города, по всей вероятности, происходит от анатолийского слова, которое означает «гранат», считавшийся в то время символом плодородия. Примечательно, что греческие колонисты, прибывшие из города Кима, быстро позабыли свой родной язык, смешались с местными и стали говорить на том же сидетском. Сейчас этот язык официально считается вымершим.
Большое преимущество древнегреческого Сиде — его расположение. Природная география позволила создать в городе очень удобную гавань для небольших судов. Так, со временем город становится одним из главных торговых центрах Памфилии, как в древности называли эту часть Малой Азии, расположенной между Киликией и Ликией.
Александр Македонский и Ганнибал
Александр Македонский занял Сиде в 334 году до Н. Э. Великому полководцу даже не пришлось сражаться — город сдался ему без боя. Александр прежде, чем отправиться в большое путешествие на восток, распорядился оставить здесь только один гарнизон, этого оказалось достаточно. Взятие города ознаменовало собой второй период расцвета эллинистической культуры в Сиде: вплоть до первого века Н. Э. она процветала на Анатолийском побережье. В эпоху Александра Македонского город стал одним из важных центров чеканки монет для всей его империи: кроме Афины, на некоторых серебряных монетах можно было обнаружить изображение граната — символа города.
Сложные времена наступили для Сиде после смерти Александра Македонского: город попал под контроль одного из его генералов, Птолемея I, объявившего себя также и царем Египта. Впрочем, династия Птолемеев правила здесь недолго, уже во втором веке до Н. Э. город был захвачен империей Селевкидов, которая тоже не смогла долго удерживать Сиде. Другой великий полководец, Ганнибал из Карфагена, проигравший римлянам Вторую Пуническую войну (именуемую также «войной против Ганнибала»), вынужден был бежать и нашёл пристанище в армии Антиоха Великого — царя Селевкидов. Именно Ганнибал командовал кораблями в битве недалеко от Сиде в 190 году до Н. Э. Флот города-государства Родос при поддержке все того же Рима нанёс Ганнибалу очередное драматическое поражение, после которого в Сиде пала власть Селевкидов.
Несмотря на переходящее из рук в руки правление, городу каждый раз удавалось сохранить за собой некоторую автономию: к первому веку до Н. Э. древний Сиде достиг пика своего развития — жители активно торговали со всем Восточным Средиземноморьем, а на вырученные деньги развивали город и реконструировали главные здания.
Нашествие пиратов
Именно в момент расцвета Сиде сюда нагрянули киликийские пираты: соотивляться им горожане не смогли — местный флот и рынки оказались в руках завоевателей. Буквально в одночасье от былой славы города, прослывшего культурным центром, не осталось и следа — Сиде превратился в одну из главных точек работорговли во всём Средиземноморье. Торговля невольниками велась прямо на Агоре — центральной площади города, имевшей квадратную форму. В центре этого квадрата находился алтарь Фортуны — богини, которая, как считалось, вершит судьбы города. Рядом были расположены известные купальни Сиде, в которых, согласно одной из легенд, однажды встретились император Марк Антоний и Клеопатра.
Документов, которые бы свидетельствовали о том, как жил город, находящийся во власти пиратов, по понятным причинам практически не сохранилось. Как бы то ни было, Фортуна вскоре повернулась к жителям Сиде лицом: рано или поздно это должно было произойти — плохо организованные разбойники столкнулись с могущественной Римской империей и потерпели сокрушительное поражение от военачальника Публия Сервилия.
С приходом римлян начался второй расцвет Сиде: почти все древние монументы и статуи, сохранившиеся в городе, появились именно в это время. Возобновили здесь и традицию чеканки монет — в городе снова начал работать монетный двор. В амфитеатре, который вмещал практически 20 тысяч человек, богатые купцы устраивали шикарные представления и гладиаторские бои. Лучше всего в ту эпоху шла торговля оливковым маслом, которого на анатолийском побережье производили в избытке — им снабжали все Средиземноморье. Население Сиде, по оценкам историков, достигло тогда практически 60 тысяч человек, в городе родился епископ Евстафий Антиохийский, философ Троил и известный адвокат Трибониан. При этом римляне так не смогли изжить работорговлю: мощный флот Сиде участвовал в пиратских атаках, а в самом городе всегда можно было договориться о приобретении невольников.
Город в упадке
В седьмом веке центральную часть Сиде уже окружали мощные стены, однако даже они не смогли сдержать горцев, которые то и дело совершали набеги с Таврских гор. В то же время арабы атаковали город с моря. К тому моменту Сиде уже успел сменить религию: жители перестали поклоняться Афине и Аполлону, на смену многобожию пришло христианство, а сам город стал центром Восточнопамфилийской епархии.
Сиде стоял под усиливающимся натиском врагов ещё на протяжении нескольких столетий, но жители не готовы были сопротивляться бесконечно — многие из них уехали в соседнюю Анталью. В итоге арабы во время очередного нашествия полностью сожгли город, уничтожив почти все здания: некогда великолепный и богатый Сиде опустел и оказался заброшенным. Полное разрушение закончили несколько землетрясений, произошедших в 12 веке — после них город превратился в руины.
Территория, на которой раньше был древний Сиде, была необитаемой вплоть до конца 19 века: редкие путешественники, которых по непонятным причинам заносило сюда, называли его «обителью призраков». Новая жизнь Сиде началась только в 1895 году, когда на месте города турецкие переселенцы с острова Крит основали небольшое поселение Селимийё. Одного века хватило на то, чтобы эта маленькая деревня разрослась до размеров современного Сиде.