Соцреалист Гелий Коржев: почему известный советский живописец стал писать мутантов-тюрликов и картины на библейские мотивы
0
1,732
просмотров
В последние годы в мире искусства возрождается интерес к творчеству советских художников. А было время, когда их работы списывались на свалку, а их имена очернялись новомодными критиками и искусствоведами новой формации. От советского периода нетронутым оставалось наследие лишь немногих художников, среди которых можно назвать имя Гелия Коржева, обладавшего удивительным даром видения и умевшего мастерски передавать в одном жесте, в выражении лица то, о чём думало целое поколение.

Немного о художнике

Немного о художнике Гелий Коржев - известный советский художник.

Гелий - в переводе Бог Солнца. Его родители хотели назвать сына Трактор, но так как тот родился знойным летом, назван был Гелиосом. А если более официально, то Гелий Михайлович Коржев — советский живописец, педагог, профессор, яркий представитель «сурового стиля». А также академик АХ СССР, народный художник, Лауреат нескольких Государственных премий.

Триптих «Коммунисты: Поднимающий знамя». (1960 год.) Автор: Гелий Коржев.

За творческие заслуги перед Советским государством был награжден орденом Ленина, хотя в рядах коммунистической партии никогда не состоял. В свое время был главой Союза художников. И что очень любопытно, от заработной платы председателя творческого союза Гелий отказался, положенной по должности служебной машиной - не пользовался, да и выставок себе персональных - не устраивал. Потому как никогда не гнался за известностью и славой. Бессребреник от искусства... по-другому и не скажешь. Он настолько был самодостаточен, что практически всю жизнь был закрыт от окружающего мира и писал, не покладая кистей, до последнего вздоха только то, что волновало его душу.

Егорка-летун. Автор: Гелий Коржев.

Многих современников и коллег-художников сильно уж раздражала его самобытность и обособленность, переполнявшая его несгибаемую натуру. Он никогда не оглядывался на других, и больше всего дорожил внутренней свободой. По-видимому, здесь немаловажную роль сыграло имя, данное ему от рождения и, которому он всю жизнь невольно пытался соответствовать.

Автор: Гелий Коржев.

На его полотнах никогда не было сцен баталий, и не присутствовали обыденность и мелочность. Его герои — простые люди, но с крепким внутренним стержнем, способные на героические поступки, люди неординарные, сильные духом. Именно такие образы изображал на своих полотнах художник, и при том практически всегда крупным планом, во весь рост.

Всю свою творческую карьеру Коржев показывал как идеалы, так и недостатки своего времени. Самое удивительное и цепляющее зрителя - свойство мастера никогда не приукрашивать жизнь, не полировать ее, как делали почти все соцреалисты того периода. Ведь считалось, что настоящее, а тем более будущее социалистического строя по тогдашним меркам непременно должно было быть светлым, с чем у Коржева были большие проблемы: от светлого будущего на его полотнах не было и следа.

Влюбленные. Автор: Гелий Коржев.

И всю жизнь его основным постулатом была прописная истина: «Суть метода реализма - непрерывная борьба художника с ложью». И с этой самой ложью Гелий непрестанно боролся вокруг себя и внутри себя. На его полотна попадала только сущая правда, впрочем, такая, какой он её сам себе представлял.

Тюрлики и инопланетянин. Автор: Гелий Коржев.

В конце 80-х и начале 90-х годов Коржев неожиданно и кардинально меняет направление своего творчества, он начинает писать остросоциальные картины в карикатурном жанре. На его полотнах внезапно оживают мифические существа уродливые, страшные и смешные одновременно. Тюрлики, так художник назвал своих персонажей, живущих собственной жизнью, на его полотнах. Этому циклу предшествовал ряд реалистичных картин, изображавших беспробудное пьянство и деградацию советского общества, которые со страшной силой вызывали в душе Гелия Михайловича протест.

Тюрлики Гелия Коржева.

Неожиданный гротескный цикл творений, посвященных тюрликам, возник как диагноз тогдашней перестроечной действительности и приобрел значение памфлетов. В переломное историческое время люди мутировали и, превратившись в тюрликов, стали предвестниками развала огромной страны.

Схватка.(1987 год). Автор: Гелий Коржев.

А вот сюжет этой картины и завораживает и пугает. Мы видим человека сцепившегося не то со своей тенью, не то с бесовским отродьем и сложно предположить, кто одержит в этой схватке победу. Картина "Схватка" была написана Коржевым в "перестроечное" время и несомненно отражала взгляд художника на процессы, происходившие тогда в стране, обществе и внутреннем мире каждого отдельно взятого человека.

Старая кокетка. (1985 год). / Тюрлики. Автор: Гелий Коржев.

Тюрлики Коржева, всеми силами стремясь быть похожими на людей, дошли до последней черты внутреннего измельчания, когда интеллектуальное и духовное убожество начинает накладывать весьма заметный отпечаток на внешность. Куриные мозги и крысиное нутро не скрыть ни пластическими операциями, ни косметическими средствами, как видим это на картине "Старая кокетка".

Чудом уцелевшие среди мутантов люди, понятное дело, пытаются поговорить с ними в надежде вразумить их, или хотя бы найти какой-то общий язык для взаимопонимания. Однако все бесполезно, мир постепенно меняется и не в лучшую сторону.

Серия Коржева "Мутанты" мало знакома российскому зрителю, так как большая ее часть осела за границей. Да и история ее создания также покрыта тайной. До сих пор не известно, что подтолкнуло художника к работе над ней.

Мутанты Гелия Коржева.

И вместе с этим стоит заметить, что "Мутантами" восхищается уже не одно десятилетие международная аудитория, в отличие от отечественной публики, у которой тюрлики Коржева зачастую вызывают негативную реакцию.

Тюрлики Гелия Коржева.

Но, как бы там ни было, точность наблюдений и уровень философского проявления в этой серии поистине удивительны. Нею художник как бы ставит безошибочный диагноз нашему больному обществу, пораженному гнусными и постыдными хворями.

Библейские сюжеты соцреалиста Гелия Коржева

Библейские сюжеты соцреалиста Гелия Коржева Восхождение на Голгофу. Автор: Гелий Коржев.

Однако вскоре художник покончил с гротескной серией и переключился на вечную тему, а именно на библейские сюжеты. Видимо таким образом мастер решил показать, что все мы рано или поздно приходим к осознанию истинных ценностей.

На кресте. Автор: Гелий Коржев.

Этот факт очень напрягал в свое время критиков: "Соцреалист рисует Христа!" И вы также скажете, нонсенс, и с одной стороны будете правы. А с другой - это не в случае с Гелием Коржевым. Вспомните хотя бы тот факт, что он не был коммунистом, занимая руководящую должность. Вот это действительно было из ряда вон выходящим. Тем не менее… факт остается фактом.

Адам и Ева. Автор: Гелий Коржев.

Высказываясь на вечную тему посредством живописи, Коржев воспроизводит библейские истории в виде современных событий и сюжетов. Так, к примеру, Адам и Ева изображены как персонажи современного мира с их пороками и слабостями. И что интересно, самого Христа, он пишет каким угодно - идущим на казнь, распятым, умершим, но не воскресшим. Видимо не было у художника в это веры. А там, как знать...

Оплакивание Христа. Автор: Гелий Коржев.

Одним из лучших творений библейского цикла являются "Лишенные рая" (1998), на котором видим Адама, бережно несущего по пустынной земле Еву. Все, вроде бы, как и много веков тому назад. Однако теперь это звучит по-другому. Глядя на это полотно, неожиданно приходит в голову мысль... Теперь Адам и Ева - не первые, а последние люди на Земле. А если быть точнее - последние не сдавшиеся.

Лишенные рая.(1998год.) Автор: Гелий Коржев.

Бонус. Последний холст из шедевров мастера

И как бы, подытоживая пройденный свой творческий путь, Гелий Михайлович в 80-летнем возрасте пишет потрясающее полотно "Заложники (Живой заслон)". По сюжету которого, он возвращает нас в годы Великой Отечественной. Страшное зрелище разворачивается перед глазами: фашисты согнали уцелевших горожан, чтобы выставить этих несчастных в качестве живого щита перед наступающими подразделениями Советской Армии, которые, скорее всего все же вынуждены будут стрелять по своим согражданам. Ведь на войне... как на войне.

Заложники. (Живой заслон). Автор: Гелий Коржев.

Драматизм ситуации, глубокий и сложный символический смысл этого полотна в духе Гелия Коржева содержит понимание художником именно нынешнего состояния русского народа, его беззащитность и безысходность. Никакой сентиментальности, лишь страшная правда жизни, выполненная в жесткой реалистической манере, в лучших традициях "сурового стиля". Вот такой он - Гелий Коржев.

И наконец, хотелось бы отметить, что первая персональная экспозиция работ живописца в России состоялась после его смерти в Третьяковке всего три года тому назад. В ретроспективный показ работ художника были включены сто двадцать живописных и тридцать графических творений мастера. И, как выяснилось, к сожалению, самое крупное собрание работ Гелия Михайловича оказалось в Америке в коллекции Реймонда Джонсона в Миннеаполисе в Музее русского искусства. Там же оказалась и большая часть тюрликов великого российского живописца.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится