Советская культура 1930-х
501
просмотров
Советская культура 1930-х, несмотря на тоталитарный контроль со стороны государства, не отставала от мировых тенденций того времени.

Предвоенное десятилетие принято рассматривать в рамках двух диаметрально противоположных, но в то же время удачно дополняющих друг друга образов. Первый, созданный в советские времена, — это эмоционально насыщенный образ счастливой страны, проводившей спортивные праздники, снимавшей великолепное кино и внезапно подвергшейся нападению фашисткой Германии. Второй, закрепившийся в общественном сознании в более поздний период, — это мрачное видение СССР в годы ГУЛАГа, массовых репрессий, жуткого страха, тотального доносительства и повсеместной слежки друг за другом. Стоит ли говорить, что подобная специфика 1930-х затронула все сферы жизни советского общества, включая и его культурную составляющую?

Ликбез — самая успешная операция советской власти

 К началу 1930-х в Советском Союзе была выстроена единая система образования, которая включала в себя 3 уровня: начальный, средний и высший. Более того, именно в предвоенное десятилетие для решения кадровой проблемы на местах советская образовательная машина применила совершенно феноменальный способ: практически в каждом регионе страны в обязательном порядке было создано как минимум 4 ключевых высших учебных заведения: медицинское (для подготовки кадров для здравоохранения), педагогическое (в 1931-м одномоментно были открытые педагогические институты более чем в 30 областях и краях), сельскохозяйственное и инженерно-техническое. Данная модель была выбрана неслучайно. Учитывая многонациональный характер страны, подготовка трудовых ресурсов на местах, знающих особенности коренного населения, говорящих с местными жителями на одном языке, позволила достаточно быстро насытить рынок квалифицированными кадрами и решить серьёзные задачи в области промышленности и сельского хозяйства.

Не осталась в стороне и наука. В середине 1920-х Российская академия наук торжественно отметила своё 200-летие. Юбилей повлёк за собой ряд преобразований. Во-первых, название. В 1925-м Российская академия наук стала именоваться Академией наук СССР. Спустя 2 года был утверждён новый устав учреждения, расширен его состав. Впервые в число членов-корреспондентов и действительных академиков стали входить представители большевистской партии. Первым руководителем АН СССР стал известный геолог и палеонтолог Александр Петрович Карпинский. Его заместителями были назначены Глеб Максимилианович Кржижановский, Николай Яковлевич Марр и Владимир Леонтьевич Комаров, секретарём — Вячеслав Петрович Волгин, в 1930-м возглавивший академическую комиссию по выработке нового устава АН СССР.

Согласно новому постановлению, Академия наук СССР целиком и полностью переходила в подчинение Центрального исполнительного комитета, то есть высшего государственного органа страны. Кроме того, ключевые научные институты Академии, её руководство «в пожарном порядке» были переведены из Ленинграда в Москву. Также в 1932-м было решено в каждой национальной республике организовать академический филиал или научно-исследовательскую базу.

Нельзя не отметить, что в 1930-е определённый перекос был в сторону точных и естественных наук. Большое внимание уделялось физике и математике. В этих областях значительных успехов добились Абрам Фёдорович Иоффе, Игорь Васильевич Курчатов, Сергей Иванович Вавилов, Павел Алексеевич Черенков.

«Рабфак идёт», 1928 г. Б. В. Иогансон.

 С гуманитарными науками ситуация обстояла на порядок хуже. Особенно «страдала» история. В подтверждение этому — «академическое дело», сфабрикованное против ряда представителей научной интеллигенции. Также жертвами политической травли и террора стали Николай Николаевич Лузин, Николай Иванович Вавилов, Дмитрий Сергеевич Лихачёв, Павел Александрович Флоренский и ряд других учёных.

Союз писателей СССР: между властью и литературой 1920-е были временем плюрализма творческих стилей. Символисты, имажинисты, акмеисты, рапповцы, напостовцы — вся эта пёстрая картина приказала долго жить, когда в 1932-м в свет вышло постановление Центрального комитета ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций». В итоге была ликвидирована Российская ассоциация пролетарских писателей и под руководством Максима Горького образован Союз писателей СССР.

Летом 1934-го состоялся Первый съезд советских писателей, в рамках которого был разработан новый метод советской литературы, получивший название социалистический реализм. При всей своей специфике и неоднозначности новый художественный стиль породил целую плеяду потрясающих произведений: роман Николая Островского «Как закалялась сталь», «Педагогическую поэму» Антона Макаренко, романы «Пушкин» Юрия Тынянова и «Чингисхан» Василия Яна.

Кроме того, в 1930-е была создана совершенно уникальная по своему функциональному назначению детская литература. Это и Самуил Маршак, и Аркадий Гайдар, и Корней Чуковский. В этот же период своими произведениями радовали советских граждан такие замечательные поэты, как Эдуард Багрицкий, Николай Асеев, Александр Твардовский. На стихи Михаила Исаковского, Василия Лебедева-Кумача были написаны потрясающие песни.

Также в 1930-е в Советском Союзе продолжали творить писатели и поэты, чьи политические взгляды были далеки от большевистских: Анна Ахматова, Марина Цветаева, Борис Пастернак, Осип Мандельштам, погибший в 1938-м; Михаил Булгаков. Кстати, пьесу последнего, «Дни Турбиных», снятую в 1929-м с репертуара МХАТа, спустя 3 года по личному указанию Сталина вернули на сцену. Раз уж речь зашла о театре, то если 1920-е превратили Москву в некий центр мировых театральных экспериментов, то 1930-е стали периодом стилистического отката театрального искусства к традиции и классике. Всё большую роль начали играть Академический, Малый театры. Последний, например, был ориентирован на постановку классических пьес Александра Островского, Алексея Толстого, Антона Чехова. Кроме того, в это время появились новые советские постановки, «Клоп», «Баня» Владимира Маяковского, которые были далеки от театрального новаторства.

Кино в СССР — «важнейшее из всех искусств»

 Огромное значение в предвоенное десятилетие было отведено кино, что абсолютно очевидно, учитывая, как о кинематографе отзывался основатель Советского государства Владимир Ильич Ленин. Фильмы в 1930-е снимались с завидным постоянством. Советский кинематограф очень быстро «впитывал» технические новации. Так, например, как только появилась технология звука в кино, на экраны вышла первая звуковая картина «Путёвка в жизнь». В это же время была предпринята попытка впервые экранизировать цветной фильм. Конечно, начальные шаги в этом направлении были сделаны ещё до революции — всем известный «Броненосец «Потёмкин»» Сергея Эйзенштейна. И всё же первый цветной фильм, короткометражка «Праздник труда», был снят в СССР в 1931-м.

 Все советские фильмы, вышедшие на экраны в 1930-е, можно условно разделить на 3 категории: исторические картины («Ленин в Октябре»), биографические ленты («Чапаев») и комедии («Весёлые ребята», «Цирк», «Волга-Волга»). Перед Великой Отечественной войной в тематику советского кинематографа стали входить сюжеты, связанные с подготовкой к возможному вооружённому конфликту. Очень популярным в конце 1930-х был фильм «Если завтра война…», по мнению некоторых исследователей, сыгравший чрезвычайно высокую пропагандистскую роль. Активное развитие кино стало толчком к проведению в 1935-м в Москве первого международного кинофестиваля, а посещение кинотеатров превратило в одну из ключевых форм досуга советских граждан.

Ещё одним видом досуговой деятельности в Советском Союзе в 1930-е стало цирковое искусство. Несмотря на условия жёсткой политики государства, когда закрывались театры, редактировались сценарии кинофильмов, цирк процветал и набирал силу. Объяснить это можно тем, что, во-первых, цирковое искусство воспевало возможности человека, поэтому большое внимание уделялось акробатике, дрессировке животных. Ряды цирковых артистов в 1930-е пополнились спортсменами, выполнявшими рекордные трюки. Во-вторых, значительная часть циркового репертуара была далека от политики. Советская власть видела в цирке народное зрелище, которое было близко и понятно самым широким слоям населения.

Культ спорта в СССР: будь готов к труду и обороне

Наряду с кино и цирком неотъемлемым элементом жизни советских граждан стал спорт. Конечно, и в 1920-е ему уделялось немалое внимание, однако спустя десятилетие массовое увлечение физкультурой, спортивными праздниками достигло апогея. В 1930-е в Советском Союзе была создана и реализована система «Готов к труду и обороне». Советские граждане, начиная с 10-летнего возраста и по 60 лет включительно, были разбиты на возрастные категории. Также существовали ступени по уровню сложности, за выполнение норм которых участники получали значки. Постановление о введении норм ГТО было принято 11 марта 1931 года.

Знак ГТО I ступени, 1930-е.

 Развитие программы физкультурной подготовки способствовало, во-первых, проведению массовых спортивных мероприятий и, во-вторых, развитию спортивных ассоциаций, обществ, в основу которых был заложен ведомственный принцип. Так, например, было образовано общество наркомата внутренних дел «Динамо», ЦСКА — спортивный клуб армии, железнодорожный клуб «Локомотив», сельское спортивное общество «Урожай» и другие. Стоит сказать, что главное отличие советского спорта 1930-х от спорта более позднего периода, например, 1960-х, заключалось в том, что в эти годы он был полностью ориентирован внутрь страны. То есть государство создавало все условия, чтобы физическая культура стала доступна для самых широких слоёв населения, воспитывало здоровых людей, как гласила аббревиатура ГТО, готовых не только к труду, но и к обороне. Поэтому, особенно в предвоенное время, в комплекс физподготовки входили не только прыжки, бег и плавание, но и военно-прикладные виды спорта. 

Советская архитектура: от конструктивизма к неоклассике

Интересные процессы происходили и в архитектуре. Рубеж 1920−30-х стал в Советском Союзе временем конструктивизма. Функциональные, достаточно простые по форме здания, которые практически не украшались декоративными элементами, стали основными постройками этого направления.

Отметился предвоенный период и бурным градостроительством. Первоочередной задачей советских архитекторов, Алексея Щусева, Константина Мельникова, братьев Весниных, стало создание больших, просторных, светлых и по возможности удобных городов. Кроме сооружения домов и жилых кварталов, зодчие стремились запечатлеть красоту промышленного мира. Новые заводы, дома культуры, парки и кинотеатры были призваны показать всем и каждому, что СССР идёт в светлое будущее.

«Рабочий и колхозница», 1937 г. Скульптор В. И. Мухина

 В середине 1930-х в монументальном и декоративном советском искусстве лидирующее положение занял сталинский ампир. Сменив конструктивизм, он отметился мощными декорированными постройками, барельефами и мозаиками, изображавшими главных героев того времени — рабочих, колхозников и военных.

Стоит отметить, что в 1930-е были разработаны совершенно грандиозные по своему масштабу архитектурные проекты. Так, например, для проведения съездов Советов СССР, собраний трудящихся, массовых демонстраций было решено воздвигнуть в центре столицы «эмблему могущества коммунизма» — Дворец Советов. В 1931-м на месте предполагаемого строительства был взорван храм Христа Спасителя, к 1939-му уже залит фундамент. Но, как это часто бывает, планы изменились: началась война. В итоге проект был заморожен и так не реализован.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится