«Вот извольте посмотреть!»
Рацея, то есть назидание, нравоучение, касается того, что происходит на полотне. Перед зрителем разыгран целый спектакль – со множеством действующих лиц, с недосказанностью или, наоборот, излишней вычурностью, с иронией, которую вложил в произведение автор – не просто живописец, но еще и драматург.
«Честные господа, пожалуйте сюда!
Милости просим, денег не спросим:
Даром смотри,
Только хорошенько очки протри».
Сюжет разворачивается вокруг купеческой невесты и бравого майора, пожаловавшего свататься. Федотов, как мастер критического реализма, не мог обойти вниманием обычай договорного брака, где у каждой из сторон прослеживался материальный интерес.
«Экскурсию» Федотов начинает с рассказа о доме, в котором происходит действие: «вот купецкий дом, - всего вдоволь в нем, только толку нет ни в чем». Купец, заработавший большое состояние, недоволен своим социальным статусом и собирается улучшить его, выдав дочку за обнищавшего дворянина, а то «своя борода – мне лихая беда. На улице всякий толкает».
Купец, несмотря на притязания, не вполне готов к новой роли, и потому выглядит смешно:
«Не сладит с сюртуком,
Он знаком больше с армяком;
Как он бьется, пыхтит, застегнуться спешит:
Нараспашку принять – неучтиво».
Мать невесты, выторговав для дочки «хоть майора», тоже не в своей тарелке:
«Не нашла, знать, по головке чепца.
По-старинному – в сизом платочке.
Остальной же наряд у француженки взят
Лишь вечор для самой и для дочки».
Дочка, одетая во все французское, к вниманию и общению не привыкла, «наша невеста не найдет сдуру места», а потому в смущении пытается убежать, «а умная мать за платье ее хвать!».
В соседней горнице жених, и о нем у Федотова тоже яркая характеристика:
«Майор толстый, бравый, карман дырявый, крутит свой ус:
“Я, дескать, до денежек доберусь!”»
Совершающаяся на глазах зрителя сделка, которая не имеет ничего общего с любовью и вообще какими бы то ни было возвышенными чувствами, а касается лишь обмена статуса на материальные блага и наоборот, высмеивается Федотовым как неприглядное явление времени.
Картина дополнена персонажами, которые прибавляют сцене достоверности, завершенности. Это, в первую очередь, сваха – непременный участник «взаимовыгодных» браков.
«Как, справа, отставная деревенская пряха,
Панкратьевна-сваха, бессовестная привираха,
В парчовом шугае, толстая складом,
Пришла с докладом».
Отдельно Федотов обращает внимание зрителей на обстановку дома. Это накрытый к приходу жениха стол, картины, развешанные по стенам, на одной из которых – «батюшка Кутузов, что первый открыл пятки у французов», а «на средине висит высокопреосвященный митрополит».
И в конце своего рассказа художник указывает на персонаж, который приковывает внимание не меньше, чем жених и невеста – кошку, которая «рыльце умывает». Как и положено в рацее, не обходится без напутствия –
«У нее бы не худо немножко
Деревенским барышням поучиться
Почаще мыться».
Картина «Сватовство майора» имела огромный успех, Академия художеств присвоила за нее Федотову звание академика. А «экскурсия» завершается так:
«А что, господа, чай устали глаза?
А вот, налево, - святые образа…
Извольте перекреститься
Да по домам расходиться…»