1 «Назад в будущее»
В первой части легендарной серии Марти Макфлай отправляется в 1955 год. Там он пытается помочь своим родителям сойтись, чтобы в итоге Марти мог появиться на свет. И чтобы заинтересовать толпу, он буквально изобретает рок-н-ролл. Он так мастерски играет Johnny B. Goode Чака Берри, что сражает всех наповал своим стилем. А когда Марти уходит со сцены, все буквально забывают о его существовании.
Никому нет дела до того, что позже Чак Берри выпустит практически такую же песню, в честь Марти назовут бренд одежды и другие вещи. Но самое странное, что у родителей Марти не возникает никаких вопросов по поводу того, что их ребёнок как две капли воды похож на того, кто пытался свести их друг с другом в 1955 году и кто отыграл запоминающийся концерт.
2 «Шестое чувство»
В финале фильма оказывается, что герой Брюса Уиллиса — специалист по детской психологии Малкольм Кроу — всё время был мёртв, и зритель, как и сам герой, совершенно этого не ожидает. Малкольм понимает это, только когда видит, как его жена роняет его обручальное кольцо.
Но неужели Малкольм не мог понять этого за несколько месяцев после того, как в него выстрелили в его же доме? Все остальные призраки в фильме совершенно не осознают реального мира и просто бездумно ходят по улицам. Да, у Малкольма были незавершённые дела, и поэтому, возможно, он вёл себя иначе. Но разве он не должен был заметить того, что на него никто не обращает внимания, кроме одного маленького мальчика Коула Сиэра?
Даже если он был весьма замкнутым интровертом, он бы заметил, что его не только никто не слышит, но и не видит. Малкольм предполагает, что жена не разговаривает с ним из-за обиды. Это могло бы работать несколько дней, но не месяцев, ведь он бы попытался заговорить с женой или хотя бы дотронуться до неё.
И как вообще к нему привели нового пациента? Ведь мальчика приводит на сеанс мать, а она должна была отметить тот факт, что лечащий врач уже давным-давно отправился на небеса.
3 «Гарри Поттер»
В третьей части культовой серии о легендарном волшебнике в руки Гермионы Грейнджер попадает маховик времени — машина времени в компактном корпусе. По ходу сюжета его используют для предотвращения цепи трагедий, в финале которых Гарри выбегает на берег озера и спасает себя от дементоров с помощью сильнейшего патронуса.
И эта главная проблема фильма. Когда герои попадают в прошлое, Гермиона всё время спешит, подгоняет Гарри, они постоянно суетятся, будто у них в запасе несколько минут. Но кто мешал им вернуться чуть дальше? Да, Дамблдор сказал, что хватит пары оборотов, но можно было сделать немного больше — тогда бы у них было время на продумывание стратегии.
Здесь проблема кроется в отсутствии продумывания машины времени, её ограничений. По сюжету маховики времени уничтожили и запретили. Тот, что дала Гермионе профессор Макгонагалл, был чуть ли не единственным экземпляром. И самое нелепое, что профессор выпросила это чрезвычайно опасное устройство специально для Гермионы просто затем, чтобы та могла посещать больше уроков одновременно. Это как если бы Россия подарила ядерную ракету Зимбабве, чтобы те могли с ее помощью открывать пивные банки.
И почему маховик не был использован далее? По канону с его помощью нельзя воскресить мёртвых — но кто мешал вернуться во времена, когда Волан-де-Морт был ещё жалким осколком былого величия. Зная всех его сообщников, найти его было бы несложно.
4 «Интерстеллар»
ультовый фильм, который оценили как критики, так и зрители. Но и в нём было немало пробелов. Самый главный — это первая планета, которая кружит прямо вокруг чёрной дыры. Почему из трёх планет герои выбрали именно эту для первого посещения? Да, она ближе, но условия на ней, мягко говоря, не соответствуют никаким нормам. Мало того что она вращается вокруг сверхмассивной чёрной дыры, так ещё и есть проблема со светом.
Дело в том, что, судя по кадрам из фильма, освещение на планете достигается за счёт аккреационного диска. Если просто, то чёрная дыра поглотила звезду, которая, видимо, была когда-то в этой системе (двойной или даже более), и то гало, что мы видим вокруг этого объекта, — раскалённое вещество от местного светила.
Когда чёрная дыра через достаточно небольшой промежуток времени «пережуёт» это вещество и «выплюнет» его в виде релятивистской струи (по сути, это как работа пищеварительной системы), свечение прекратится или уменьшится до совершенно незначительных значений. Как итог — люди на этой планете вскоре (по меркам Вселенной) увидят на небосводе огромное чёрное ничто.
Другая проблема — сам ход времени. Напомним, на борту были учёные, и они знали о замедлении хода времени на этой планете. За три часа, проведённые на поверхности, они потеряли 23 года. С помощью нехитрых расчётов можно понять, что за сутки на этой планете проходит 184 года в космосе. За год эта цифра составит уже 67 160 лет. Учитывая тот факт, что рано или поздно планета пересечёт горизонт событий (воображаемая линия чёрной дыры, пересекая которую обратно не может вернуться ни один объект), у человечества было бы совсем мало времени на поиск нового дома.
Интересно и то, что учёные, находясь на орбите планет Миллер и Манна, не провели даже элементарного геологического сканирования хотя бы с помощью зондов.
5 «Звёздные войны»
В культовой космической саге много просчётов. В «Империя наносит ответный удар» есть сцена, где Люк Скайуокер отправляется навестить магистра Йоду, чтобы научиться управлять силой и стать джедаем. Кажется, что его тренировки проходят неделями. Но почему-то Джордж Лукас в какой-то момент решает, что довольно с Люка обучения, и прерывает его приключениями Хана и Леи, которые на «Тысячелетнем соколе», преследуемом империей, попадают в плен.
И достаточно быстро Люк приходит на помощь своим друзьям. Но неужели за Ханом и Леей охотились несколько недель, а может, даже и месяцев? Или Люк настолько способный ученик, что обучился силе всего за пару дней?
Интересно, что, когда Люк пытается уйти, Йода настаивает на том, что его обучение ещё не завершено, и Скайуокер не готов к грядущим испытаниям. Когда же Люк приходит к магистру вновь в «Возвращении джедая», Йода говорит, что ему больше нечему научить юношу.
6 «Побег из Шоушенка»
Этот фильм видел, наверное, каждый. Многие считают его культовым, и не зря, ведь здесь сочетается великолепный сюжет, атмосфера, борьба добра со злом, дружба и надежда. Но и здесь есть сюжетные дыры.
Одной из них является побег Энди Дюфрейна из своей камеры. Можно предположить, что за долгие годы в заточении Энди сумел незаметно вырыть проход сквозь толстую тюремную стену, такой, чтобы туда поместился человек. Но каким образом он смог скрыть его плакатом Риты Хейворт? Единственное, как он смог бы это сделать, — это наклеить его на скотч в верхней части. Но начальник тюрьмы Сэмюэл Нортон ясно даёт понять, что это не так, когда тыкает пальцем в плакат и прокалывает его.
Без серьёзного закрепления на стене со всех сторон плакат бы просто зашёл нижней частью в отверстие даже при небольшом давлении и как минимум колыхался бы на сквозняке.
7 «Терминатор»
«Терминатор-2» стал настоящим прорывом и до сих пор по эффектам может дать фору некоторым современным фильмам. По каноничной концепции через машину времени может пройти только живая плоть. Именно поэтому в первой части в прошлое отправили Т-1000, кожа которого была неотличима от человеческой, и благодаря ей стало возможным перемещение машины.
Во второй части Т-800 прибывает уже как спаситель. Вместе с ним из будущего телепортируется и Т-1000 — усовершенствованная модель из жидкого металла, способная менять свою конфигурацию. В этом и кроется большой сюжетный просчёт. Как Т-1000, будучи сделанным из металла и не имеющий живой оболочки, прошёл через машину времени? Позже создатели фильма выдвигали свою версию, в которой Т-1000 был послан в коконе из плоти. Но в сцене прибытия мы не видим никакого кокона — только самого терминатора.
И тогда возникает резонный вопрос: а почему так же не поступили и люди? Почему нельзя было снабдить Кайла Риза в первой части оружием из будущего для эффективной борьбы с терминатором, отправив обмундирование в таком же коконе? По канону Скайнет отправлял терминаторов в прошлое на грани своего поражения, и у него просто не было времени на раздумья. Поэтому теория с коконом, который ещё нужно было подготовить и держать на крайний случай, выглядит не особо правдоподобно.
8 «День независимости»
«День независимости» уже считается классикой кинематографа и имеет достаточно сильный и проработанный сюжет. Но в нём, а точнее в победе над инопланетянами, есть одна большая сюжетная дыра. В ней Дэвид Левинсон и Стивен Хиллер на упавшем в 1947 году и восстановленном инопланетном корабле отправляются в космос к главному кораблю, пристыковываются к нему и посылают в компьютерную сеть пришельцев написанный на макбуке вирус. Тот срабатывает — защитное поле вокруг всех кораблей отключается, благодаря чему у людей получается уничтожить технику пришельцев с помощью обыкновенного оружия.
Проблема в том, что даже у обычных и квантовых компьютеров разная структура и логика. А что там установлено у инопланетян — вообще непонятно. Сценарист фильма объяснял, что Дэвид Левинсон обнаружил, что программная структура корабля пришельцев является двоичным кодом. А раз так, то следует ввести нужную последовательность нулей и единиц — и всё готово.
Только дело в том, что этот двоичный код может быть совершенно другим и строиться на иной логике, нежели у землян. Более того, сами нули и единицы будут отличаться, как и способ записи и запуска кода.
И ещё, как они вообще смогли починить корабль пришельцев? Поставили на него пару обвесов из местной мастерской и компьютер времён 90-х годов?